Танцуйте на здоровье

танец для здоровья

Первобытный человек, окружённый дикой природой, должен был всегда быть в полной готовности к любой неожиданности. Опасности подстерегали его на каждом шагу.

Что он мог противопоставить им? Силу? Ее не всегда хватало. И тогда выручала ловкость, быстрота реакции, точная координация движений. Без умения бегать, прыгать, взбираться на деревья трудно было выжить в борьбе за существование.

Наши пращуры не делали утренней зарядки, не принимали участия в спортивных состязаниях - их тренировала сама жизнь. И в битве с суровой природой они вышли победителями. Что же помогло им выстоять, приноровиться к беспокойному ритму тогдашней жизни?

Ритм боя или охоты не имел ничего общего с современными ритмами. Он был «взрывным», резко изменчивым, напряжённым, требовал постоянной активности, умения мгновенно переходить от нападения к защите, реагировать на изменившуюся ситуацию. И здесь на помощь приходил танец.

Пляски и танцы всегда были составной частью культуры и общественной жизни древних народов. Плясок было много, и они отличались исключительным многообразием ритмического рисунка - пляски воинов, охотников, ритуальные, бытовые. Они-то и были основным методом физического совершенствования юноши и девушки, охотника и воина.

В течение веков условия жизни менялись. Классовое общество отличали другие формы борьбы за существование и организации труда.

Совместная работа, объединённая ритмом, умножала усилия каждого и позволяла ощутить силу коллективного труда. Культура тела, особенно в античных государствах, становилась предметом особой заботы: появляются эмоционально насыщенные, с более чёткими ритмическими движениями танцы. Рождается спорт.

Пляски продолжают служить людям, сохраняя и ритуальное и эстетическое значение. В Древней Элладе они, как утверждали многие мыслители той эпохи, являлись средством к раскрепощению тела.

Рассказывая о танцовщике, плясавшем на пиру, Сократ, по его словам, «сделал наблюдение, что ни одна часть тела при этом танце не оставалась бездеятельной: одновременно упражнялись и шея, и ноги, и руки; так и надо танцевать тому, кто хочет иметь тело лёгким». Сократ считал пляски лучшим способом достижения калокогафии - гармонии внешней красоты и внутренней доблести.

Его ученик Платон доказывал, что ритм, проникая через душу человека, приводит в стройную гармонию нравственные начала. Он был убеждён, что ритмические танцевальные упражнения должны предшествовать образованию, что ритм для сознания человека является началом порядка и ясности: «Все мирное искусство, где посредством танца почитаются боги и герои, предполагает счастливое состояние».

В те времена пляски были не только телесными упражнениями, их прописывали врачи и как лекарство от недугов. Особое действие ритма и движения на человека было подмечено и служителями культа. Маги, шаманы, жрецы умело использовали его, чтобы приводить молящихся в состояние религиозного экстаза.

Точно так же поступали христианские и мусульманские священнослужители. Пророк Магомет самолично организовал секту танцоров-дервишей, которые, стремительно вращаясь под ритмическое сопровождение музыкальных и ударных инструментов, доводили зрителей до экстаза и обморока.

В 1806 году в Америке была популярна секта танцоров-прыгунов. В начале текущего столетия в Сибири проявляла свою активность секта трясунов, своеобразные пляски которой сопровождались пением гимнов и псалмов.

Танцы могли быть не только средством физического совершенствования или эстетического наслаждения - они нередко являлись и составной частью общей культуры, предполагавшей соблюдение определённого этикета.

Так, в специальном руководстве, написанном для желающих заниматься танцами в XIX веке, говорилось: «Держите нашу голову и туловище прямо, смотрите уверенно, старайтесь возможно меньше сморкаться и плевать и, если вы вынуждены это делать, отверните ваше лицо в сторону и употребляйте при этом белый носовой платок».

Танцы, следовательно, должны были привить человеку некоторые гигиенические навыки. Но автор имел в виду и другую цель, имеющую прямое отношение к здоровью: «Танцуют главным образом для того, чтобы влюблённые могли обоюдно узнать, здоровы ли они и достаточно ли они сильны и бодры». В конце танца разрешалось кавалеру поцеловать свою возлюбленную, «и таким образом они оба могли убедиться в том, приятное ли у них дыхание и не страдают ли они каким-либо противным или отталкивающим запахом».

От танцующих тогда - впрочем, нередко и сейчас - требовались недюжинная сила, ловкость, быстрота реакции, прыгучесть.

Возьмём для примера каталонский народный хоровод. Танцуют его под звуки флажолетта и тамбурина. У него чёткий ритмический рисунок, что позволяет достичь синхронности движений партнёров. Во время танца молодой человек неоднократно подпрыгивает так, чтобы его нога пронеслась над головой стоящей девушки. Потом он должен подхватить ее, поднять и держать на одной руке, продолжая выполнять танцевальные па. А ведь эти хороводы часто танцуют прямо на земле, а вовсе не на специальных настилах танцевальных площадок.

Вспомним и популярный несколько десятилетий назад рок-н-ролл, требовавший и силы и сноровки, - при небрежном исполнении или при отсутствии достаточной физической подготовки этот танец мог окончиться увечьем.

К сожалению, сегодня на танцы больше смотрят, чем танцуют, а если и танцуют, то чаще в закрытых, иногда прокуренных помещениях. Сам же танец зачастую выглядит вялым, монотонным, он состоит из однообразных движений в определённом ритме.

Танец постепенно утрачивает свое значение как одно из средств физического совершенствования. Правда, на смену ему пришли более действенные методы физической культуры и спорта, системы воспитания профилактических навыков и лечения болезней. Но все-таки воспитание танцем имеет свои особые преимущества - благодаря воздействию и на эмоциональную и на двигательную сферу.

Знаменитый немецкий композитор Рихард Вагнер в книге «Искусство будущего» писал: «Самое искусство из всех есть танец. Материалом в нем является живой человек и не в какой-нибудь своей части, а весь в целом, «от пятки до темени».

Иногда даже считают, что ни один музыкальный инструмент не сравнится с человеком в смысле богатства выразительных средств, передачи тончайших нюансов и динамических оттенков настроений и чувств. Каждый танцор может выразить своими индивидуальными средствами то, что он ощущает в том или ином музыкальном произведении. Главное - научиться воспринимать музыку и ритм, уметь в совершенстве владеть своим телом, а этим искусством природа наделила практически каждого из нас.

С начала XX века учёные изучают влияние музыкальных ритмов на психику человека. Многочисленные наблюдения подтвердили, что благодаря ритмическим тренировкам совершенствуется координация движений и приобретается особая свобода перемещения тела в пространстве (возникло даже название «поющее тело»), выявляется индивидуальная пластичность, совершенствуется слух и появляется способность к двигательной импровизации.

Постоянные тренировки двигательной активности с помощью ритма и музыки дисциплинируют чувственные восприятия, улучшают самочувствие, настроение, укрепляют здоровье и повышают производительность труда. Эти качества, в частности, проявляются во время обучения русским народным танцам с их сложным ритмическим и двигательным рисунком. О том, как не только пляшут, но даже ходят русские красавицы, сложено много песен и стихов.

Немецкий учёный и публицист И. Беллерман писал: «Русский национальный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного... Красота танца заключается не в искусном положении ног, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, все тело».

Прекрасны обычаи и традиции тех семей, где сохраняют пляски и танцы, постоянно их используют как средство благотворного воздействия на организм человека.

Ни один человек не живёт единым ритмом. Даже у ходьбы свои сложные ритмические переплетения. Вот вы идёте по улице, и у вас внезапно подвернулась нога - вы уже вынуждены перестроиться на другой ритм н внести необходимую коррекцию, иначе не избежать травмы.

Работа в домашних условиях также диктует свои ритмы, и к ним надо уметь приспосабливаться. Приготовление пищи, уборка, стирка, глажение - все это требует определённой адаптации к изменяющемуся ритму. В противном случае возникают неприятные эмоции, раздражение, человек быстро устаёт, даже когда занят несложным делом. Известно, как утомляет пусть даже лёгкая, но монотонная работа.

В жизни, в трудовой деятельности у каждого человека вырабатываются привычные двигательные стереотипы. Исключение составляют очень немногие профессии, которые связаны с постоянно меняющимися движениями, - актёры, каскадёры, танцовщицы.

Для двигательного стереотипа характерно постоянное включение в работу определённых мышц. Если работа однообразна, мышцы быстро устают, что сразу же отражается на результате деятельности.

Эту усталость помогают преодолеть не покой и бездействие, а опять-таки движение, но движение иного рода, а именно - гимнастические упражнения.

Гимнастика на производстве и в быту снимает негативные напряжения, усталость мышц, причём особенно эффективны упражнения со сложным ритмическим рисунком, включающие в работу как мышцы, так и двигательные центры головного мозга в несимметричных проявлениях. Смысл такой несимметрической гимнастики заключается в том, что произвольные движения делают независимо и несинхронно по отношению к привычным двигательным актам.

Эта гимнастика была разработана для больных, страдающих ортопедическими заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата. А основой для нее послужили несимметрические движения, которые характерны для народных плясок.

Исследования показали, что систематические занятия несимметрической гимнастикой улучшают координацию движений, снимают скованность, облегчают адаптацию к смене деятельности как на производстве, так и в быту.

Чтобы определить, насколько человек умеет владеть раздельными движениями, выполняют тест-комплекс, который состоит из пяти упражнений (соответственно и оценивают его по пятибалльной системе). Пять баллов говорят сами за себя. Четыре балла - свидетельство удовлетворительной координации. Если же удаётся выполнить не более трех упражнений, значит, надо тренировать себя и не реже двух-трех раз в неделю выполнять как тест-комплекс, так и два дополнительных упражнения.

Итак, вот пять основных упражнений.

Упражнение 1. Руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Одна рука свободно вращается по часовой стрелке, другая - в противоположном направлении.

Упражнение 2. Правая рука описывает круг перед корпусом, левая - вертикальную линию. Руки при этом разогнуты. Упражнение выполняется на два счета. На счёт «раз» - руки вверху, на счёт «два» - внизу.

Упражнение 3. Руки на уровне груди согнуты в локтях, ладонями книзу. Одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая - против часовой стрелки.

Упражнение 4. Одной вытянутой рукой производят вращение перед грудью, второй - очерчивают равнобедренный треугольник. Упражнение выполняется на три счета.

Упражнение 5. Выполняется так же, как упражнение 4, но при этом надо стоять на одной ноге - вторая нога очерчивает квадрат. Упражнение выполняется на четыре счета.

А вот два дополнительных упражнения.

Упражнение 6. Правая рука на голове, левая - на животе. Правая совершает движения вверх-вниз, левая - вращательные движения вокруг живота. Упражнение выполняется на два счета.

Упражнение 7. Громкий хлопок руками над головой и тихий удар об пол ногой. На счёт до пяти сила удара постепенно меняется. Заканчивается упражнение тихим хлопком над головой и сильным ударом об пол.

Все эти семь упражнений выполняются по 5-10 раз поочерёдно с правой и левой стороны. Их можно и разнообразить, и усложнять - например, делать их, лежа на спине или животе, включая обе руки и обе ноги, вращая голову, корпус. При этом лучше заниматься под музыку со сложным ритмическим рисунком.

Нередко приходится слышать, что регулярным занятиям гимнастикой (не говоря уже о спорте) мешают перегрузки: на работе и дома человек, дескать, устаёт настолько, что мечтает лишь о блаженном покое и не помышляет ни о каком движении. Чаще всего этот аргумент лишь маскирует обычную леность, нежелание заставить себя переключиться на другую деятельность.

А между тем именно такое переключение - залог восстановления сил, средство укрепления нервной системы.

Не случайно в последнее время все большую популярность завоёвывает аэробика - вариант ритмической гимнастики, дающей и бодрость, и свежесть, и радостное состояние духа.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».