Стадион в комнате - закалка и тренировка

стадион в комнате

В современной городской квартире ребёнок чувствует себя стесненно. Он зажат углами, полированной мебелью, телевизором, окружен коврами, сервизами, вазами. Постоянно его одёргивают: не бегай, не прыгай, сиди спокойно. А он не может спокойно - ему нужно двигаться, возиться, прыгать. У примерного, послушного и тихого ребёнка неизбежно слабеет опорно-двигательный аппарат, ухудшается координация движений, нарушается обмен веществ, он чаще получает травмы.

Архитекторы порой забывают, что если взрослый человек просто живёт в своей квартире или работает в служебном помещении, то ребёнок в этих условиях развивается. Проектируя квартиры и даже помещения для детских учреждений, молчаливо исходят из того, что дети - те же взрослые, только меньше габаритами.

В строительство школ и детских садов вкладывают немало выдумки. Радуют глаз и огромные окна, и красочная отделка. А внутри? Те же стандартные лестничные площадки, острые углы подоконников, отопительных батарей, порожки, дверные ручки на уровне головы ребёнка, хрупкие стекла в дверях. А это постоянный источник травм.

Спрашивается, почему комнаты обязательно должны быть четырёхугольными, да ещё с прямыми углами? Почему мебель всегда расставляется вдоль стен? Разве нельзя сделать помещения круглыми, мебель расположить в центре, а пол настелить с подъёмом к стене, как на велотреке. Разбежался малыш, подъем у стены его притормаживает, и ушиб уже не грозит.

На одной из встреч Б. Никитин - большой энтузиаст раннего физического развития детей - рассказал о своем посещении академгородка. Там решили создать экспериментальный детский сад и попросили его быть консультантом, предложив включить в проект все, что он считает необходимым. Никитин сразу же заявил: «Если у вас рядом с небольшой игровой комнатой будет огромная спальня, заставленная кроватями и функционирующая час-полтора в день, никакого здоровья у детей не ждите. Выкиньте кровати и пустите туда ребят. На весь день! Соорудите там спортивный комплекс: малыши должны двигаться».

Подобный детский сад работает. И дети там не только здоровее, но и дружнее, радостнее, чем во многих учреждениях, где нет спортивно-игрового комплекса. Обслуживающий персонал в один голос утверждает, что работать с ними тоже стало намного легче, а забот, связанных с травмами, болезнями, - гораздо меньше.

Но что можно сделать в домашних условиях? Оказывается, не так уж мало. Без труда можно приобрести велоэргометр, гантели, эспандер, установить перекладину в дверном проёме, сконструировать беговую дорожку.

Вертикальные стойки можно также использовать как шесты для лазания, а горизонтальные - для упражнений на высоте. Неплохо на верхних горизонтальных трубах подвесить пару «лиан». Для этого годятся резиновые эспандеры или тяжи из вакуумной резины.

Выгодно отличается от существующих стандартных решений конструкция спортивного комплекса для семьи.

Его можно разместить в любом свободном углу квартиры или же по центру комнаты. Он не требует поддерживающих стоек, располагается в верхней части помещения сразу же под потолком.

Состоит спорткомплекс из двух опорных и двух поддерживающих труб диаметром в два и один дюйм. Опорные и поддерживающие трубы размещают под потолком. Словно спицы зонтика, упираясь в стены на 50-60 сантиметров ниже потолка (с вершиной на 45-50 сантиметров выше точек опоры), они создают устойчивую, работающую на распирающие усилия, надёжную для нагрузки конструкцию.

Для упирающихся в стены концов опорных труб делают небольшие выемки в стене на глубину 1,5-2 сантиметра, куда укладываются опорные металлические пластинки, для того чтобы во время занятий концы труб не разрушали стенку. К концам поддерживающих труб (у стенки) привариваются металлические пластинки, которые по месту крепятся болтами. Поддерживающие трубы укладываются на основные трубы ближе к центру и крепятся также металлическими болтами. Крепление должно предусматривать небольшие качательные движения. Вершины опорных труб соединяются между собой подвижным шарниром.

Такая конструкция чем больше испытывает нагрузку, тем больше способствует расхождению концов опорных труб и тем прочнее удерживает себя за счёт распирающих усилий.

В средней части опорных и поддерживающих труб просверливаются отверстия под крючки, на которые и развешиваются различные спортивные и игровые приспособления.

Описанные технические сооружения по своей сути напоминают дерево. Здесь, как и на дереве, доступна любая программа движений, причём с желаемой нагрузкой. На тренажёре обеспечивается полная безопасность перемещений в трёхмерном пространстве, предусмотрены условия для освоения новых двигательных навыков: повисеть, покачаться, подтянуться, перевернуться, спрыгнуть, слезть, залезть, подпрыгнуть и некоторые другие, чего в подавляющем большинстве случаев дети лишены в условиях города.

При необходимости можно установить и снаряды для проведения лечебной физкультуры, помогающей устранить плоскостопие, выправить осанку, укрепить суставы.

Как же проводить занятия на таких мини-стадионах? Сначала в форме игры, поощряя ребят к активным самостоятельным действиям. Не следует ничем отвлекать ребёнка - смешить, укорять за невыполненное действие. Не надо прилагать дополнительных усилий, раскачивая или подсаживая его, - предоставьте ему свободу действий.

На домашнем стадионе дети вообще чувствуют себя раскрепощённее: их не заставляют делать то, чего они не хотят или боятся. Постепенно они обретают опыт, сноровку и уже сами успешно справляются с трудностями. Следить надо, однако, за тем, чтобы они не пытались делать то, что не соответствует их возможностям. Поэтому нет нужды слишком строго контролировать время их занятий, объем тренировок - их можно прекращать, как только появится первое чувство усталости.

Привычные замечания «не бегай», «не прыгай», «сиди спокойно» исчезают из обихода в семьях, где полностью удовлетворяется потребность детей в движении.

Но домашний стадион способен служить не только детям. Для взрослых он может стать источником жизненной активности и укрепления здоровья. Вполне доступно в домашних условиях подтягивание на перекладине или трапеции. Начав с 1-2 раз, уже через несколько месяцев вы можете довести число подтягиваний до 10-12 раз.

Следующее упражнение - подъем в упор силой. Для этого подтягиваются так, чтобы подбородок находился выше перекладины, и тут же рывком устанавливают кисть в положение упора, переносят на нее часть тела, выводят второе плечо в упор так, как это было сделано первой рукой. После этого, выпрямляясь, руки выходят в упор на перекладине. Сначала осваивают выход в упор на более сильную руку, потом - на другую. После того, как достаточно разовьётся мускулатура, упражнение делают двумя руками одновременно.

На гимнастических кольцах можно освоить упор углом. Для этого кольца устанавливают на уровне кистей, берутся за них и поднимают прямые ноги параллельно полу. Такое положение стараются удержать максимально долго и повторяют его 10-15 раз.

Хорошо укрепляет и развивает мышцы плечевого пояса подъем переворотом. При низких потолках это упражнение выполняют на перекладине или трапеции, установленной на высоте 120-140 сантиметров от пола. Из упора можно сделать оборот вперед, а потом освоить и оборот назад.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Успешно овладев одним приёмом, человек обычно не останавливается на достигнутом. Ему хочется иного - более сложного, интересного. Ибо людям свойственно не только испытывать удовлетворение от того, что сделано (особенно если это потребовало усилий), но постоянно стремиться к совершенствованию. А возможности физического совершенствования поистине неисчерпаемы.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.