Средневековые пиры

средневековая пища

Падение Западной Римской империи под ударами варварских племён ознаменовало собой конец античного мира. Наступила эпоха средневековья. В странах Европы начал развиваться феодальный строй. В социальных условиях, в самом образе жизни людей произошли огромные перемены. В раннее средневековье деревня господствует над городом, и главной фигурой - производителем материальных благ - становится крестьянин. Условия его жизни были нелёгкими. Низкий технический уровень определял невысокую производительность труда. Торговля была развита крайне слабо - крестьянин обеспечивал себя лишь продуктами натурального хозяйства. Периодически свирепствовали эпидемии, голод. Сельский труженик страдал от бесконечных феодальных усобиц и от жестокой эксплуатации. Довольно примитивно жили и феодалы.

Средневековая еда не отличалась разнообразием. Мясо ели редко (во время праздников), сахар был мало известен. В пище крестьян и ремесленников постоянно не хватало белков, жиров. Но, как замечает современный исследователь, «недостаточную питательность пищи обитатели средневековых городов и деревень компенсировали количеством: чувство сытости ассоциировалось с тяжестью в желудке, люди наедались, лишь когда желудок переполнялся. Особенно много потребляли хлеба» (от 1 до 1,7 килограмма ежедневно). «Кроме того, ели много каши, бобов (под чесночным соусом) и изредка сыр и рыбу (свежую и солёную), доля овощей и фруктов в рационе тоже была небольшой. Из-за малого потребления мяса, свежих овощей и фруктов в пище почти отсутствовали витамины А, Д, Е, К и особенно С: не случайно отшельники, питавшиеся дикорастущими плодами, отличались долголетием».

Обильную пищу запивали большим количеством воды. Из продуктов легче всего усваивалась свинина, остальные продукты способствовали несварению. Отсюда такой распространённый тип толстяка со вздутым животом (отражённый и в литературе, и в живописи), на вид дородного, а на самом деле страдающего от нездоровой полноты.

Состоятельные люди питались обильнее, а главное - разнообразнее. В домах знати ели свинину, зайчатину, гуся, каплунов, рыбу, паштет. На десерт подавали фрукты, специи, орехи, вино или пиво.

За длинным столом гости рассаживались по рангу. Для наиболее важных особ накрывали особый высокий стол, к которому с двух сторон приставляли ещё два (это напоминало букву П), причём пирующие рассаживались только с наружной стороны, внутри же пространство оставалось свободным - для действий слуг.

Блюда подавали в закрытых сосудах, чтобы сохранить еду горячей и обезопасить от грязи. Жидкую пищу ели из мисок (одна миска предназначалась для двоих), мясо подавали каждому на толстом ломте хлеба. Тарелкой служил ломоть хлеба, пропитанный соусом, - его потом отдавали нищим или бросали собакам. Ели обычно два раза в день. Средневековая поговорка гласила: ангелы нуждаются в пище раз в день, люди - дважды, животные - трижды.

Современники так рисуют, например, жизнь английского барона. Он обитал в замке, с очагом посредине, из которого дым валил через дыру в крыше. Вместо столов ставили деревянные козлы, а на них - доски. Ужинали на таком импровизированном столе. После ужина с попойкой столы убирали и все спали тут же на полу вповалку.

В те времена пища простолюдина отличалась от королевской только количеством. Так, хроники зафиксировали, что обед короля и королевы Англии в XIII веке состоял из двух фунтов копчёного сала и двух литров пива. Если устраивали пир, то на огромных вертелах жарили туши баранов, быков и тут же поедали их.

В раннее средневековье образ жизни людей в очень сильной степени зависел от природных условий. Географический фактор определял многие специфические особенности тогдашней жизни. Арабские и византийские историки и путешественники отмечали, например, что славяне ведут здоровый образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством, земледелием. Византийский историк VII века нашей эры Маврикий Стратег писал, что нигде не видел таких сильных и выносливых, легко выносящих жару и холод, жажду и голод людей, как славяне.

Леса, полные дичи, реки, полные рыбы, давали возможность нашим далёким предкам выжить в суровых условиях и закалиться. Арабский путешественник X века Ибн-Фадлан считал, что славяне непобедимые воины, легко переносящие трудные многоверстные походы, довольствуясь простой пищей.

Летописи рассказывают, что в 986 году к киевскому князю Владимиру пришли иудеи, магометане и каждый предлагал свою религию, веру. Но князь отверг все их предложения, и одной из причин будто было то, что их религии требовали ограничений в пище (например, ислам запрещал есть свинину).

В средние века русские князья вели довольно замкнутую жизнь. Процветало натуральное хозяйство - питались тем, что давали земля, рыболовство, охота. Бортничество (пчеловодство) - исконно русский промысел. Крестьяне заготавливали дары леса: грибы, ягоды, мёд, а также сеяли хлебные злаки. Разводили скот, в основном крупный. Большое место в питании принадлежало тогда овощам - капусте, репе, редьке, свекле, а также дикорастущим растениям: сурепице, крапиве, лебеде, хвойным иглам и коре деревьев.

Когда в 20-30-е годы XVII века на Россию обрушился страшный голод, одна помещица заставила своих крепостных крестьян собирать лебеду, крапиву, кору деревьев и добавлять их в хлеб, и это спасло их от гибели.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».