Когда и как учить ребёнка плавать

как научить ребёнка плавать

Дети - народ беспокойный. Но их непоседливость - лишь выражение переполняющей их энергии и любознательности. Их стихия - движение, и неутомимости их взрослые могут лишь позавидовать.

Но в природе все взаимосвязано. Физическая активность оказывает свое влияние на общее, в том числе и на умственное развитие. А потому нелепыми кажутся сейчас некоторые обычаи, которые ограничивают активность детей, сковывают их.

Взять хотя бы тугое пеленание новорожденного. Так повелось испокон веку, и мало кто задумывался над тем, почему ребенок отчаянно протестует против этого. Загадку разрешили ученые лаборатории возрастной физиологии и патологии Академии медицинскх наук.

Дело в том, что сразу же после рождения ребенок попадает в среду, температура которой на 15-20 градусов ниже, чем та, к которой он привык. И он реагирует на это резким сокращением мышц всего туловища. Они начинают работать в режиме постоянного возбуждения, вырабатывая большое количество тепла, необходимого для компенсации теплопотерь. Таким образом, впервые мышцы начинают работать вне материнского тела.

Но когда ребенка туго пеленают, его лишают возможности обеспечить терморегуляцию, ограничивают его двигательную активность, а значит, тормозят его развитие с первых же шагов, не говоря уже о том, что такой ребенок будет чаще подвержен простудным болезням.

Доказано также: если малыш двигается свободно, у него лучше аппетит, он быстрее растет и развивается. И не только физически. Как заметил профессор И. Аршавский, «ребята, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства заставляют быть менее подвижными».

Развивать двигательную активность можно по-разному, и для этого не требуется особых приспособлений. Один из самых простых методов - обучение детей с самого раннего возраста плаванию. Именно оно больше, чем что-либо другое, обеспечивает двигательную и психофизиологическую активность, способствует общему физическому развитию, укрепляет уверенность ребенка.

В семье Приваловых, известной своими методами физического развития детей, вторая дочка родилась ослабленной, ее состояние вызывало тревогу у врачей. Отец консультировался со специалистами, знакомился с научной литературой и пришел к выводу: нужно сразу же приучить девочку к воде. Когда мать с дочкой приехали из роддома, новорожденную ожидал сделанный отцом персональный бассейн-аквариум с прозрачными стенками из пластмассы. Его размеры были меньше детской ванночки, но для малышки вполне достаточны.

И началось обучение плаванию. Уже в первую неделю девочка научилась держаться на поверхности воды без чьей-либо помощи. В два с половиной месяца она смело погружалась в воду, где ее ждали красочные игрушки, которые снизу подсвечивались разноцветными фонариками. Как и следовало ожидать, дочь Приваловых нормально развивалась и росла крепкой, подвижной девочкой.

Родители обратили внимание на одну интересную особенность. Если старшая дочка бегала в дошкольном возрасте с вечно сбитыми коленками, локтями, то младшая умудрялась падать практически без повреждений. Вот где сказалась четкая координация движений, которая была приобретена в результате раннего физического развития.

Многие миллионы лет прошли с той поры, когда вода была единственной средой обитания для живых существ. Человек, как и другие млекопитающие, прочно освоил сушу и приспособился к жизни на ней. Но и сейчас на одном из этапов внутриутробного развития у человеческого зародыша появляются органы, которые напоминают дыхательные органы рыб. Находясь в материнской утробе, ребенок плавает в плацентарной жидкости. Причем, как заметили исследователи, движения ручками и ножками месячного ребенка в воде не такие уж беспорядочные и бессмысленные - они напоминают движения пловца-брассиста. Не менее удивительно то, что малыши умеют грести руками и даже задерживать дыхание, когда лицо погружается в воду. Ученым ничего не оставалось, как прийти к необычайно смелому выводу: каждый человек - пловец от рождения! А раз это так, значит, надо не подавлять его наследственные механизмы, а, наоборот, всячески их развивать, тем более что занятия на воде имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с физическими тренировками на суше.

Вода раздражает находящиеся на коже многочисленные рецепторы нервных окончаний. Сигналы мощным потоком поступают в кору головного мозга. Это способствует не только развитию физических и двигательных качеств, но и совершенствованию психических реакций.

Но самое главное - целительные свойства воды. По данным врачей-педиатров, плавающие дети болеют в 3,5 раза меньше, чем неплавающие. Если же все-таки болезнь их не минует, то переносят они ее гораздо легче.

Но всякий ли ребенок может научиться плавать? Или для этого нужны какие-то особые способности? Исследования показали, что каждый новорожденный уже с первых дней жизни наделен даром приспосабливаться к окружающей среде. Именно в этот период он очень легко усваивает самые разнообразные навыки. Ж.Ж. Руссо писал: «Воспитание человека, повторяю, начинается вместе с рождением его: прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается».

Научить младенца плавать - при современной бытовой технике - совсем не сложно: в магазине можно всегда приобрести ванночку, а энтузиастам вполне по силам сделать собственными руками пластмассовый аквариум-бассейн (его можно изготовить также из фанеры и досок, выстлав изнутри полиэтиленовой пленкой). Такой бассейн размером 2,5×1,5×1 м вполне удовлетворит ребенка до 2-3 лет.

Благотворное влияние плавания очевидно. Благодаря плаванию возрастает двигательная активность, тренируется дыхание, а это улучшает обмен веществ в растущем организме. Установлено, что полные дети от плавания худеют, а худые заметно наращивают вес.

Разумеется, к самым первым движениям на воде следует подходить с большой осторожностью.

Учить детей плаванию в домашних условиях начинают с 1,5-2 месяцев. Температура воздуха, где проводятся занятия, должна быть не ниже 22 градусов. При этом ни в коем случае нельзя допускать сквозняков. Перед каждым «сеансом» ванночку следует тщательно мыть, дезинфицировать, после чего обдавать кипятком. Температуру воды на первых порах нужно поддерживать в пределах 34-36 градусов, каждый месяц понижая на градус, и таким образом к концу года достичь 24-26 градусов. Во время занятий ее следует периодически измерять, чтобы не допустить случайного перегрева или же переохлаждения ребенка.

Перед занятием, естественно, надо надеть чистый халат и тщательно вымыть руки.

На устойчивом столике раздевают малыша и в течение 5-7 минут проделывают массаж, гимнастические упражнения. Плавательные упражнения сначала делают на столе, чтобы ребенок привык к определенному стереотипу движений, которые ему придется выполнять в воде (кроль, брасс, плавание на спине). При этом очень важно словесное сопровождение, например: «Толкайся пятками», «Греби ручками».

Лучшее время для занятий плаванием - перед вторым кормлением. Не рекомендуется кормить ребенка непосредственно перед плаванием - лучше это делать за 1 час - 40 минут до занятий. Поскольку плавание и закаливание водой требует повышенной затраты энергии, через 20-30 минут после окончания урока ребенка целесообразно покормить.

Первые занятия продолжаются несколько минут, постепенно их увеличивают до получаса. Плавание, так же как массаж и гимнастика, должны вызывать положительные эмоции у ребенка, доставлять ему удовольствие и радость. Если он ведет себя беспокойно, капризничает, плачет по неизвестной причине, урок надо перенести на следующий день.

В воде особенно легко научить малыша ходить, стоять, сидеть. На головку ребенка надевают специальную матерчатую шапочку. У подбородка делают тесемочки-уздечки. Когда обучают плавать на спине, такая шапочка удерживает голову над водой, а уздечками можно изменять направление движения.

Во время первых занятий ребенка обучают плаванию именно на спине. Под головку подкладывают руку, тельце передвигают вдоль ванны, следя, чтобы вода не попала в нос и рот. Ничего страшного, если вода попадет в уши: наружный слуховой проход у младенцев короче и уже, чем у взрослых. Надо только не забыть после занятий просушить уши гигроскопической ватой.

Практика показывает, что отитом (воспалением уха) плавающие дети болеют реже, чем неплавающие.

Двигательная активность и плавательные рефлексы у новорожденного вовсе не обязательно проявятся, как только он попадет в воду, а скорее всего спустя некоторое время. Зависит это от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей нервной системы. Поэтому не огорчайтесь, если отношения ребенка с водой сложатся не сразу.

Замечено, что чем раньше начинают обучать плаванию, тем быстрее и легче ребенок осваивает все приемы. Однако случается, что дети не воспринимают уроков даже самых опытных методистов и так и не овладевают навыками самостоятельного плавания. Но и в этом случае «общение» с водой, двигательная активность в ванночке принесут несомненную пользу.

Урок завершается обычно специальными закаливающими процедурами. Для этого в конце ванны делают «холодовое поле», аккуратно подлив туда из шланга холодную воду, но так, чтобы разнотемпературная вода не смешивалась. Величину такого поля с каждым днем делают все больше и больше. Заплыв в охлажденную воду проводят 1-4 раза, постепенно увеличивая время пребывания в ней, но не допуская переохлаждения. Такое контрастное закаливание - отличное средство, чтобы уберечь ребенка от простудных заболеваний. Как и во всем, в плавательных занятиях тоже надо знать меру. Ни в коем случае не надо увлекаться плавательными нагрузками, частым нырянием. Да и время нахождения в воде, как бы сам ребенок того ни желал, необходимо ограничивать.

Бывает, что малыш заболел. И пройдет не одна неделя, прежде чем врачи разрешат возобновить занятия. В таких случаях приходится начинать все сначала, повторяя самые первые упражнения.

Во время занятий от взрослых требуется предельное внимание. Ничто не должно отвлекать от ребенка, даже разговор по телефону. Надо быть готовым в любой момент прийти па помощь малышу. Как бы уверенно он ни держался в воде, он может сделать неловкое движение, захлебнуться, удариться о край ванны.

Кожа у малышей очень нежная, легкоранимая, поэтому после купания их лучше не растирать, а обернуть мягким полотенцем, которое впитает в себя влагу.

Таким образом, обучение детей плаванию - занятие серьезное, требующее настойчивости, внимания и терпения. Но сам малыш воспринимает его иначе. Для него это радость, удовольствие, игра. Все для него внове и все интересно. И любознательность его надо всячески поддерживать, используя для этого различные игрушки, красочные картинки. Ибо с самых первых самостоятельных шагов - и по земле, и в воде - ребенок постигает, осваивает окружающий его мир, формируется как личность.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».