Учимся падать

падение

Спорт давно завоевал всеобщее признание, и популярность его вряд ли нуждается в доказательствах.

И все же время от времени на страницах газет и журналов выступают скептики, которые сомневаются в пользе спортивных занятий. Говорят о перегрузках, об истощении нервной системы, о бесцельности погони за рекордами.

Причём дело не ограничивается так называемым «большим» спортом, который подчиняется своим суровым законам и требует беспредельной отдачи, - критика распространяется и на массовую физкультуру.

Когда остальные аргументы исчерпаны, скептики пускают в ход последнее оружие: физические упражнения рано или поздно приводят к травмам. А если так, то зачем подвергать себя риску?

Спору нет, физические действия, особенно если они выполняются неумело, в самом деле чреваты травматизмом. Пробегая дистанции, прыгая, играя в волейбол, хоккей, футбол, теннис, даже просто при ходьбе можно подвернуть ногу, ушибиться, упасть - от неожиданностей никто не застрахован. Вопрос - можно ли их предусмотреть и предупредить травмы.

Статистика свидетельствует: больше половины травм связано с падением. Но не с тем, которое случается у конькобежцев, горнолыжников, хоккеистов, а с обычным падением, так сказать, с высоты своего роста, в обычной ситуации, когда человек находится в движении.

А наибольшая двигательная активность, как известно, свойственна детям. Она - необходимое условие их гармонического развития. Окружающий мир ребёнок познает в движении. В нём находят выход его неуёмная энергия и фантазия. Ребёнок жадно воспринимает все новое, не привычное, ему хочется как можно больше увидеть, узнать, ощутить. И его шалости - это тоже продукт его изобретательности, его стремления испробовать свои силы. В шалостях он тоже открывает свои истины.

Не случайно выдающийся мыслитель и педагог Ж.Ж. Руссо писал: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Но у детей нет опыта, нет ещё устойчивой координации, они не умеют рассчитывать силы и предвидеть опасности. И как следствие - ушибы, переломы, сотрясения мозга.

Обнаружилась, однако, любопытная закономерность: чаще страдают от несчастных случаев вовсе не те, кто физически активен и, казалось бы, постоянно подвергается опасности травмы, а дети, которых воспитывали в тепличных условиях домашнего комфорта и всячески оберегали от «улицы». Такая перестраховка приводит к тему, что дети при малоподвижном образе жизни вырастают плохо координированными людьми со слабым опорно-двигательным аппаратом. И, как правило, именно они предрасположены к травмам.

По частоте случаев травмы занимают шестое место после таких распространённых недугов, как болезни уха, горла и носа, инфекционные болезни, заболевания желудочно-кишечного тракта. Подавляющее большинство травм, подчеркнём ещё раз, вызвано падением.

Падения случаются не только во время занятий физкультурой и спортом, но и в быту, дома, на улице.

Обратили внимание на то, что во время занятий дети, не прошедшие предварительного обучения, падали, как правило, опасно. Но вот их познакомили с некоторыми приёмами, и у них довольно быстро выработался навык самостраховки, причём настолько устойчивый, что даже когда их просили упасть так, как они падали раньше, у них ничего не получалось.

Значит, инстинкт самосохранения, безусловные рефлексы, связанные с сохранением равновесия, ориентировкой тела в пространстве, человек пронёс через века, и их надо лишь восстановить.

Защита от травм - и взрослых и детей - задача достаточно актуальная. И решать ее необходимо в семье, тем более что домашние условия вполне пригодны для этого - достаточно обзавестись матами или поролоновыми ковриками.

Итак, начинаем учиться падать

Как известно, люди падают на бок, вперёд, вниз и назад. Падая на бок, надо согнуть ноги в тазобедренных суставах, коленных суставах, приблизив тем самым корпус к месту приземления, согнуть руки в локтях и прижать их к туловищу. Голову отклоняют в сторону, противоположную падению. Чем точнее отработаны движения и чем они быстрее, тем меньше сила удара и тем безопаснее приземление.

Вперёд падают на руки, слегка согнутые в локтевых суставах. Кисти устанавливают параллельно поверхности приземления. Удар смягчают мышечной силой рук, а если ее окажется недостаточно, то дополнительно верхней частью корпуса. Голову при этом отклоняют назад. Чтобы избежать повреждений коленных суставов, ноги должны быть выпрямлены.

Опасно падать в упор на прямые руки - это может привести к переломам костей в области предплечий, локтевых суставов.

Более сложным является падение вперёд, когда человека увлекает сила инерции, например, на бегу. В этом случае, падая, лучше всего сделать один или несколько кувырков через голову. Но этот приём технически сложен и требует специальной подготовки.

При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах. Стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперёд. Руки немного сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удаётся, то падать надо на бок или вперёд на руки.

При падении назад руки разводят в стороны, сгибают в локтях, ладонями вниз. Голову наклоняют к груди. Ноги сгибают и прижимают к корпусу. При приземлении удар смягчают руками, а затем мягко перекатываются на спину.

Падение назад особенно опасно и может привести к серьёзным травмам головы, туловища, внутренних органов, поэтому отрабатывать приёмы самостраховки при таком падении надо особенно тщательно. При этом надо иметь в виду, что во многих случаях при потере равновесия можно изменить направление и падать на бок, что более безопасно.

Навыки, привитые в детстве, сохраняются обычно на всю жизнь, и тогда случайные падения уже не будут сопровождаться травмами, которые способны на длительный срок вывести человека из строя.

Фундамент здорового образа жизни закладывается именно в детстве. Как писал выдающийся педагог и общественный деятель XVII века Ян Амос Коменский, «только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни». Родители всегда должны помнить, что воспитание ребёнка должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Искусственные, тепличные условия, излишняя перестраховка, постоянный страх, «как бы чего не вышло», приносят только вред.

Воспитывать полезные навыки у детей надо буквально с первых месяцев жизни.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.