Как делать массаж ребенку

как делать массаж ребенку

На Востоке существует пословица: «Ум ребёнка - это руки матери».

Расшифровать этот афоризм нетрудно: материнская забота и любовь формируют личность ребёнка. Но руки матери способны выполнять и иную работу, цель которой - укрепить детский организм, повысить работоспособность ребёнка, его сопротивляемость болезням.

Все это достигается с помощью массажа. И применять его можно с самого раннего возраста. Физиологи доказали, что к моменту рождения ребёнка его кожные анализаторы достаточно развиты и способны реагировать на воздействие внешней среды. Уже в документах I Международного конгресса по массажу в Париже в 1937 году было записано: «Действовать на кожу - это почти что непосредственно воздействовать на нервную систему, ибо кожа снабжает мозг непрерывным потоком возбуждений, которые мы можем варьировать до бесконечности целой гаммой действий».

Массаж стимулирует весь организм, усиливает местные и общие обменные процессы. А это улучшает сон, работу кишечника, увеличивает силу мышц, облегчает движение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Прежде чем приступить к массажу, надо проконсультироваться у врача, который наблюдает малыша. Массаж полезен далеко не всем. Он противопоказан при кожных болезнях - экземе, лишае, при острых лихорадочных состояниях, воспалениях лимфоузлов и лимфатических сосудов. Не массируют грязную кожу, тело, на котором ссадины, расчесы, царапины. Нельзя массировать живот при грыже и сразу же после приёма пищи.

Детям массаж можно делать уже с полутора-двухмесячного возраста. Температура в помещении должна быть в первые дни занятий 26-28, затем - не ниже 24 градусов. Лучше массаж производить на специальном столике высотой 70-80, шириной 50-60 сантиметров; устанавливают его так, чтобы к ребёнку можно было подойти с трех сторон. Слишком мягкое покрытие неудобно, а жёсткое - неприятно для ребёнка. Проще всего - вдвое свернуть байковое одеяло и покрыть его чистой пелёнкой. Занятия лучше проводить под негромкую, мелодичную музыку. При этом важно, чтобы ничто не отвлекало внимания малыша.

Следует запомнить, что во время массажа периферические сосуды расширяются, и тогда кожные покровы розовеют, увеличивается теплоотдача. В жаркое время года такая усиленная теплоотдача улучшает общее состояние ребёнка. А вот гимнастические упражнения, которые тоже сопровождаются усиленным образованием тепла, лучше проводить в более прохладном помещении.

Поскольку у младенца очень нежная кожа, во время массажа не пользуются тальком, вазелином, кремами. Руки должны быть чистыми, тёплыми, мягкими, с коротко остриженными ногтями. Начинают с простых приёмов, постепенно их усложняют. При этом внимательно наблюдают за реакцией малыша. Если он ведёт себя беспокойно, капризничает, плачет, занятия прекращают.

Массаж не следует делать сонным ребятам. Все движения должны быть осторожными, нагрузку увеличивают постепенно. Суставы не массируют. Особенно осторожно массируют живот, щадят область печени и почек. Движения идут от периферии к центру, к области сердца. Продолжительность сеанса зависит от возраста, физического и эмоционального состояния малыша и составляет от 2 до 30 минут. Наиболее простые приёмы массажа - поглаживание и растирание. Они издревле применяются в лечебных и оздоровительных целях. Такие приёмы улучшают кожное дыхание, усиливают выделительную функцию кожных желез, повышают кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц, отчего кожа делается гладкой и упругой. Поглаживание способствует раскрытию резервных капилляров, успокаивает нервную систему, усиливает процессы торможения. Поглаживанием начинают и заканчивают все виды массажа. Особенно эффективно растирание после купания, плавания.

Существует несколько видов поглаживаний: прямолинейное, спиралевидное, концентрическое, комбинированное, одной или двумя руками. Эти приёмы выполняют ритмически, без рывков, ни в коем случае не допуская, чтобы ребёнок испытывал боль. Подавляющее большинство приёмов выполняют подушечками пальцев.

Особого внимания заслуживает так называемая вибрация. Ее также осуществляют кончиками пальцев, устанавливаемых перпендикулярно к массируемому участку тела, движения выполняются с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, в ряде случаев может привести к восстановлению угасших рефлексов, оказывает обезболивающее действие, усиливает моторную функцию желудка и кишечника, помогает избавиться от газов.

Различают две формы массажа: общий и частный. Новорожденным и детям до 6 месяцев, как правило, делают общий массаж. Но иногда возникает необходимость в дополнительном частном массаже, который связан с особыми приёмами, специально рекомендованными лечащим врачом.

Если массаж делался регулярно, то спустя год начинают применять все его виды. Начинать оздоровительный массаж надо со спины, после чего переходить к задней поверхности шеи, рукам, пояснице, задней поверхности бёдер и, наконец, к икроножным мышцам. Затем ребёнка кладут на спину и начинают массировать грудь, переходя на руки, бедра, голени и стопы. Живот массируют в последнюю очередь. Массаж головы делают только по указаниям врача.

Последовательность и виды массажа для ребёнка до года примерно таковы:

Массаж рук

с 1,5 месяца - поглаживание

Массаж спины

с 1,5 месяца - поглаживание
с 3 месяцев - разминание
с 4 месяцев - похлопывание

Массаж ног

с 1,5 месяца - поглаживание
с 3 месяцев - растирание
с 4 месяцев - разминание

Массаж стоп

с 1,5 месяца - растирание
с 3 месяцев - похлопывание

В течение первого года жизни массаж - наиболее действенный метод, обеспечивающий полноценное физическое развитие ребёнка. Когда он чуть подрастёт, начнёт самостоятельно передвигаться, осмысливать свои действия, акцент переносят на гимнастические упражнения. Но если родители хотят подготовить ребёнка к значительным физическим нагрузкам, массаж следует применять и в дальнейшем.

Существует мнение, что гимнастику с малышами должны проводить лица, имеющие специальную подготовку. Это, безусловно, так, поэтому родители должны быть крайне осторожны, и, прежде чем взяться за столь непростое дело, им необходимо получить консультацию у специалистов.

В первые месяцы жизни у детей развит хватательный рефлекс. Если ребёнку предложить охватить пальцы и затем слегка потянуть на себя, то он способен даже приподнять туловище. Такие движения можно делать несколько раз в день - они укрепляют мускулатуру, делают руки более ловкими.

С развитием опорно-двигательного аппарата, по мере накопления двигательного опыта у ребёнка возникает необходимость в перемещении тела - сначала в горизонтальной плоскости, потом в вертикальной и, наконец, в трех плоскостях.

Примерно после трех месяцев дети пытаются переворачиваться со спины на живот. К этому моменту физиологически уравновешен тонус мышц сгибателей и разгибателей. А это значит, что можно переходить к пассивным гимнастическим упражнениям.

С четырёх месяцев выполняют «парение» на животике и такое несложное движение, как «бокс». Малышу дают сначала пальцы, чтобы он ухватился за них (либо пластмассовые колечки), после чего осваивают «парение» на спинке. В этот же период малыша обучают такому для него трудному упражнению, как «скользящие шаги»: ребёнка приподнимают над столом и его ножками скользят по плоскости, как бы приучая к первым шагам.

В возрасте шести месяцев делают круговые движения ногами - упражнение, известное под названием «велосипед», причём ноги сгибают и разгибают вместе.

Занимаясь гимнастикой в первые полгода жизни ребёнка, не забывают о массаже, о развитии хватательных рефлексов кистей, укрепляющих мускулатуру плечевого пояса и рук.

Во втором полугодии, чтобы научить ребёнка более активно перемещаться в горизонтальном положении, его почаще укладывают на живот и более интенсивно проводят гимнастические упражнения. Функциональное значение мышц, которые стремятся развить в этот период, велико. Научившись произвольно их сокращать, ребёнок привыкает к продолжительным статическим нагрузкам. Так он учится сидеть и стоять.

Если к 6-7 месяцам ребёнок начал ползать, значит, физически он развивается вполне нормально. Правда, иногда высказывают мнение, что ползание - вовсе не обязательная стадия развития. Думается, это мнение ошибочно. Ведь в будущем, при стоянии и сидении, используются именно те мышцы, которые развиваются во время ползания. Так что вывод скорее следует сделать противоположный: крайне желательно, даже необходимо, чтобы дети сначала ползали, а уже в дальнейшем садились и стояли. В конце концов важно не только умение ребёнка в семь месяцев самостоятельно сидеть, - ещё важнее, как он это делает, удерживают ли его мышцы, не деформируются ли у него позвоночник и грудная клетка.

Физическому развитию помогают несложные гимнастические приспособления. Если в первые полгода лучшим из спортивных снарядов служат руки родителей, то уже к 6-7 месяцам ребёнку нужен персональный турничок. Его устанавливают в кроватке. Сначала на перекладине подвешивают игрушки, а потом малыша обучают хвататься за нее и подтягиваться, приподнимая тельце. Очень быстро он осваивает эту несложную науку.

Манеж для ребёнка этого возраста уже становится тесным, необходимо выделить для него площадь на полу.

В качестве первых спортивно-игровых снарядов можно использовать широкие диваны, большие корзины, лесенки, горки, сооружённые из гладких досок. Но все время надо помнить, что на каждом шагу возможны ушибы и травмы - ведь малыш ещё чувствует себя неустойчиво, часто падает. Поэтому подвижные игры лучше проводить на мягких покрытиях.

На втором и последующих годах жизни занятия гимнастикой требуют уже различных приспособлений - гимнастической палки, обруча, скакалки, самоката, велосипеда. С двухлетними детьми можно проводить групповые занятия всей семьёй: малыши с большой охотой повторяют движения взрослых.

Особого внимания требует воспитание правильной осанки и ходьбы. Это отражается не только на внешнем виде, но и на работе внутренних органов.

Для правильной осанки плечи отводят назад, грудную клетку выводят вперёд, живот втягивают. Если систематически развивать мышцы и постоянно контролировать осанку, то такая постановка тела станет естественной и привычной.

При правильной ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, поэтому ребёнка полезно приучать ходить по доске, ширина которой к третьему году жизни должна быть не более 10-15 сантиметров. Чтобы предупредить плоскостопие, детям дают возможность лазить по лесенкам, прыгать, ходить босиком. На третьем же году с ними уже выполняют специальные упражнения: хождение на наружных и внутренних стенках стоп, по ребристой доске, захват пальцами ног мелких предметов и перекладывание их. Не разрешают детям ходить по полу, улице и другим ровным поверхностям в «чешках», «гусариках» и подобной обуви без каблука. В то же время полезно ходить босиком по неровным поверхностям (песку, траве), так как это укрепляет мышцы стопы.

Не рекомендуется проводить гимнастику на маленьком (журнальном) столике, так как ребёнок случайно может выйти из-под контроля взрослого и упасть на пол, получив при этом серьёзное повреждение. Ребёнок также может получить травму, если совершает энергичные движения рядом с твёрдыми предметами.

Быстро растёт малыш, а вместе с ним растут его потребности и запросы. Потому так важно, чтобы родители создали все необходимые условия для постоянного развития своего ребёнка.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.