У нас во дворе

двор

Городским детям недостаёт общения с природой. Потому так радуются они, когда их вывозят за город, где можно чувствовать себя свободней, резвиться вволю, открывать для себя что-то новое, интересное.

Им скучно в обычных садах и парках с их строгими ограничениями, где правила городского распорядка постоянно дают о себе знать. Дети предпочитают пересечённую местность, где можно взбираться на пригорки, сбегать или скатываться вниз, перепрыгивать через канавы, взбираться по откосам песчаных оврагов, переходить вброд ручейки.

Увы, нередко приходится наблюдать, как взрослые, заботясь о том, чтобы ребёнок не испачкал одежду, не загрязнил руки, не ушибся, не поцарапался, резко ограничивают его активность, принуждая чинно идти рядом с собой, на каждом шагу повторяя: «Этого нельзя!».

У таких родителей всегда в запасе несокрушимый аргумент: грязь - источник болезней. А дети слишком неугомонны и любознательны, им все нужно попробовать, проверить на вкус, на ощупь. Кому же, как не взрослым, уберечь их от заразы? Бывает, что родители поддерживают в квартире чуть ли не стерильную чистоту, обращаясь даже к дезинфицирующим средствам.

А результат нередко оказывается совсем противоположным: именно в таких семьях дети болеют особенно часто.

Как тут не вспомнить об одном эксперименте. Группу белых мышей вырастили в стерильных условиях. В камеру, где они росли и развивались, не попадал ни один микроорганизм. Через специальные отверстия им доставляли стерилизованную пищу и воду, чистейший воздух. И вот, когда мыши подросли, их поместили в обычные клетки, где резвились их сверстники, воспитанные в обычном контакте с окружающей средой. Подопытные мыши тут же погибли от бактериального шока. Вывод совершенно очевиден: изоляция от привычных, нормальных жизненных условий губительна для организма.

Думая о ближайшей, конкретной цели, забывают о последствиях.

«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Поэтому, как говорили ещё античные мудрецы, «все - в меру». Так что пусть дети пачкаются, пусть ушибаются, пусть познают жизнь во всех ее проявлениях. И если уж им довелось оказаться в лесу, пускай они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук, гибкость. От родителей требуется лишь одно - надёжная подстраховка.

Дети любят состязаться - в быстроте, ловкости, сообразительности. На природе без труда можно организовать подобные соревнования: попасть палкой или шишкой в дерево, пень, ветку; бросить плоский камешек на поверхность воды так, чтобы он несколько раз подпрыгнул, прежде чем погрузиться в воду; достать высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или же с разбега, перепрыгнуть через канаву. Занятия лучше проводить, сочетая их с игрой, весёлыми шутками.

Во время совместных прогулок родители имеют возможность следить за осанкой ребят, их походкой, чтобы они не сутулились, держались прямо, развернув плечи и втянув живот. Предложите детям походить босиком по траве, по песку, по узенькой тропинке с закрытыми глазами, чтобы не сойти с нее. Все это они проделают с удовольствием.

Но природа не только источник здоровья. Она и школа нравственного, эстетического воспитания. С ранних лет поэтому надо учить детей чувствовать окружающий мир, ощущать свое единство с ним. Малышу кажутся сказочными, полными чудес леса, лужайки, водоёмы, его манит и завораживает цветок, былинка, листочек. Надо поддерживать в нем эту способность удивляться окружающей красоте и приучать его оберегать ее, заботиться о растениях, птицах, животных. Любое соприкосновение с удивительным миром природы должно вызывать радость, чувство душевной гармонии. Общение с природой воспитывает эмоциональную устойчивость, делает человека более добрым и внимательным.

На лоне природы городской житель оказывается не очень часто. А детям нужно движение постоянно, круглый год, а не только во время каникул. Им хочется кататься на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах, им нравится прыгать через скакалки, играть в классики, прятки, просто бегать наперегонки и друг за дружкой.

И вот здесь может выручить дворовая площадка. Для детей она - целый мир, где они познают радость человеческого общения, сближаются друг с другом, закаливают свой характер и тело; место для творчества и фантазии. Игры во дворе развивают детскую психику, воспитывают честность, верность слову, товарищам, формируют чувство коллективизма.

Во многих дворах оборудуются сейчас площадки для игр, устраиваются катки, дорожки для катания на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, устанавливаются гимнастические снаряды, всевозможные лесенки, стенки, пирамиды, кольца, мишени. Там, где детям прививают физкультурные навыки, где интересно организуют их досуг, вырастают трудолюбивые, гармонично развитые люди.

Оборудуя игровые площадки во дворах, следует, однако, придерживаться определённых правил.

Подходы к площадке от подъездов дома должны быть устроены так, чтобы не приходилось пересекать проезжую часть дороги. Желательно, чтобы площадка находилась на расстоянии не менее 50 метров от дома, а от улиц с интенсивным движением транспорта - не ближе 100 метров. Если это невозможно, следует сделать ограждение, чтобы ребёнок случайно не выскочил на проезжую часть. Гаражи, автостоянки должны отстоять от площадки не менее чем на 50 метров, мусоросборники - на 10.

Целесообразнее выбирать участок со сложным рельефом. Твёрдое покрытие делать не следует - тогда возможны травмы при падении, особенно во время игры. Лучше всего посадить газон из растений, стойких к вытаптыванию. На таких площадках можно заниматься босиком.

Для посадки во дворах на «площадках здоровья» рекомендуют следующие смеси.

  1. Мятлик боровой (15%), овсяница луговая (35%), овсяница красная (15%), полевица белая (35%).
  2. Овсяница красная (70%), полевица белая (15%), полевица столообразующая (15%).
  3. Мятлик луговой (25%), овсяница красная (35%), рейграс пастбищный (10%), клевер ползучий (30%).

Площадку полезно окружить зелёными насаждениями - они не только ограничивают игровую зону, но и создают особый уют и микроклимат. Растения влияют на рост ребёнка, состав его крови, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Поэтому далеко не безразлично, какие деревья и кустарники будут окружать тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Рекомендовать здесь можно вяз, дуб, клён, обыкновенный каштан, каштан конский, липу, рябину.

Особенно велика защитная роль деревьев на участках, прилегающих к улицам с интенсивным движением. Ведь деревья способны очищать воздух, не только осаждая на своих листьях пыль, но и поглощая или даже нейтрализуя токсичные газы. Наиболее активными «санитарами» выступают граб, ель, клён, липа. Такие насаждения позволяют снизить концентрацию в воздухе окиси углерода на 10-30 процентов, сернистого газа на 50- 74 процента, окислов азота - на 15-35 процентов.

Из кустарников стоит отдать предпочтение жасмину, сирени. А ещё лучше посадить растения, обладающие фитонцидными свойствами: айлант, грецкий орех, можжевельник, черёмуху.

Тополь обыкновенный плох тем, что во время, цветения загрязняет площадку. Опасны для детей кустарники, имеющие ядовитые плоды или шипы: волчье лыко, сумак ядовитый, акация, розы, барбарис.

Ползучие растения помогают создавать красивые живые изгороди и теневые участки, ограждают от шума. И хотя такие площадки специально оборудуют для занятий физкультурой и играми, здесь все же случаются неприятности. До 25 процентов травм дети получают на игровых площадках во дворах, парках. Почему?

Возьмём, например, качели. Сиденьем у них служит обычная деревянная доска, которая зачастую бьёт ребёнка по голове, когда тот соскакивает на ходу или падает с качелей. Нередко она ударяет и малышей, когда они подходят слишком близко к качелям или же раскачивают их. Чаще и тяжелее всего страдают от качелей именно дети младшего возраста.

А ведь без труда можно уберечь их от травм, если сиденье сделать из старой покрышки автомобилей. Спрыгнуть на ходу с таких качелей или выпасть из них ребёнку значительно труднее. А если резиновое сиденье и заденет стоящего рядом, удар будет неопасным.

И ещё о песочницах, которые так любят самые маленькие. Песочницы нужны небольшие, чтобы их можно было закрывать крышками - ведь ночью их посещают бродячие животные - носители заразных болезней.

Архитектурно-планировочные учреждения разрабатывают массу типовых проектов малых архитектурных форм для оборудования дворов, территорий детских дошкольных учреждений, спортивно-игровых площадок. В этих проектах отражён лучший опыт организации мест игр и отдыха детей.

Вот, например, далеко не полный перечень малых архитектурных форм: лесенки, домики, бумы, кольца, шведские стенки, турники, кольца-мишени, щиты для метания мячей в цель, корзины для игр с мячом, игровые установки, сетки, щиты, кольца для игры в баскетбол.

Малышей не оставят равнодушными скульптуры: «пароходы», лабиринты, флюгеры, «клоуны» из бетона и стали, «носороги», «верблюды», «барашки» из бетона, шалаши из водопроводных труб.

В проектах все это выглядит превосходно. А на практике? Чаще всего перед нами скудный и однообразный набор: горки, качели, песочница. Только и всего. Но ведь домовой актив, администрация домовладений могли бы активно участвовать в этом деле.

И если проявить инициативу, то дворовая площадка может стать излюбленным местом проведения досуга и для детей, и для взрослых, местом, где человек, придя с работы, может не только отдохнуть, но и восстановить силы, укрепить здоровье.

А статистика неопровержимо свидетельствует: те, кто занимается физкультурой, болеют в 2-3 раза реже, и травм у них бывает в 7-10 раз меньше, чем у тех, кто физкультурой пренебрегает.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».