Организация трудового времени

организация труда

А теперь поговорим о том, как лучше всего заниматься, чтобы знания были твёрдые, как распределить время, чтобы его хватило и на уроки и оставалось для занятия любимым делом, спортом, на чтение, на помощь дома.

Во-первых, нам нужно вернуться к предыдущей статье, к разговору об отдыхе.

Если школьник пришёл на занятия отдохнувший, выспавшийся, то ему легче внимательно следить за ходом урока.

Чем активнее усваивает материал ученик на занятиях, тем меньше он тратит времени на уроки дома, тем больше у него будет времени на закаливание, физическую культуру, короче, на оздоровление организма.

Некоторые ребята думают, что если на уроке они тайком разгадывают кроссворд и вполуха слушают объяснение учителя, то меньше устают. Ошибочное мнение.

Уметь концентрироваться на одном предмете очень важно и для школьных уроков, и для подготовки домашнего задания. Сел, скажем, урок готовить по математике, значит, в данный момент для тебя ничего не существует, кроме математики.

Часто школьник не может сосредоточиться потому, что предмет ему неинтересен. Давно известно, что учиться гораздо легче, если занятия проходят с интересом.

Есть несколько приёмов, которые помогают настроить себя на изучение не очень любимого предмета. Сначала следует внушить себе, что этот предмет тебе просто необходим. Следующий шаг - постараться понять, чем он интересен. Ведь есть, ты знаешь, ребята, настолько увлечённые предметом, что готовы перерешать все задачи просто так, без всякого задания учителя.

Теперь третий шаг: постарайся вникнуть в предмет, задайся вопросом, почему существует такое правило, а не иное, те закономерности, а не другие. И как только начнёшь сам ставить вопросы и получать ответы, так и начнёт проявляться интерес.

Теперь о некоторых правилах организации твоего труда. Ты знаешь, как мешают, нервируют маленькие неувязки во время занятий.

Идёт урок черчения, а линейки нет. Сломался карандаш - поточить нечем. Учитель начинает диктовать - чернила кончились или ручку забыл.

Совет в данном случае простой.

Когда собираешь в школу портфель, ещё раз загляни в дневник: какие уроки у тебя завтра. Если аккуратно вести дневник, то это помогает в учёбе, экономит время.

И дома, перед тем как сесть за уроки, проверь, все ли у тебя под рукой, так как во время самих занятий ничто не должно тебя отвлекать.

А как ты считаешь, заниматься лучше одному или вдвоём? В занятиях с товарищем есть свои преимущества. К примеру, один рассказывает, а другой его слушает и мысленно повторяет за ним. Потом дополняют, например, прочитанным из учебника или из научно-популярной литературы. Сообща легче разобраться в трудном материале. Но не так, как иногда бывает: один читает, рассказывает, объясняет, а другой только присутствует. Нужно ещё учитывать, что подготовка у ребят может быть разная. В таком случае полезно заниматься по методу «двойного задания»: более знающий рассказывает товарищу основные положения. Это полезно обоим: когда объясняешь, знания крепче усваиваются. Потом тот, кто слушал, пересказывает, а товарищ следит за ответом. Конечно, такой метод требует большей затраты времени, зато даёт более глубокие знания.

В то же время занятия вдвоём могут потерять всякий смысл, если превращаются в сплошную болтовню, посторонние разговоры.

И ещё одно важное условие повторяем: исключить все то, что мешает, отвлекает. Вряд ли удастся быстро выучить стихотворение, слушая одновременно юмористический рассказ по радио. Когда человек занимается таким образом, головной мозг устаёт быстрее, чем при концентрации внимания на чем-то одном.

«Внешними помехами» служат также недостаточное и неправильное освещение, духота, непроветренная комната. Учёные установили, что количество ошибок к концу занятий в жарком помещении при температуре в 27 градусов возрастает в два - два с половиной раза по сравнению с занятиями в комнате с температурой 18-20 градусов.

Как правило, наибольшая работоспособность наблюдается дважды в течение дня: с 9 до 12-13 часов, когда большинство школьников занимается в школе, и между 16 и 18 часами. К этому времени школьник успевает пообедать, отдохнуть, немного погулять. Пора и за уроки.

Установлено, что самая высокая работоспособность в течение недели бывает по вторникам и средам. На эти дни рекомендуют планировать самые трудоёмкие задания: выполнение чертежей, домашних сочинений, подготовка докладов.

В каком порядке следует учить уроки?

Начинай лучше с предмета средней трудности, а когда войдёшь в работу, сконцентрируешь внимание, то переходи к самому трудному. Лёгкие отложи на конец занятий.

Если в предыдущей главе мы говорили об умении разумно отдыхать, то в первой, напоминаю, шла речь о ритмической деятельности организма. В школе все занятия построены по определённому распорядку: 45 минут урок - 10 минут перемена. Когда готовишь домашние задания, старайся придерживаться того же ритма: 40-45 минут работы - 10-15 минут (не больше) отдых. Во время отдыха нельзя читать книги или решать шахматные задачи - потом будет трудно переключиться на занятия.

Так чем же лучше заполнить перерыв? Как всегда, это должна быть перемена деятельности: несколько гимнастических упражнений, простая работа по дому - полить цветы, вытереть пыль и т.п.

Постарайся подобрать «ключ» к каждому предмету. Скажем, для того чтобы грамотно писать, полезны ежедневные маленькие диктовки с последующим разбором ошибок в правописании слов, пунктуации.

У людей существуют разные типы памяти. Одному, чтобы запомнить, нужно обязательно написать план или краткий конспект, а там, где есть графики или чертежи, их нарисовать. Это так называемый моторный тип памяти. Некоторым ученикам вполне достаточно внимательно прослушать объяснение учителя, чтобы хорошо усвоить материал. У них память слуховая.

Третьему - зрительный тип памяти - нужно самому видеть материал, читать текст. Но в жизни редко встречаются «чистые виды» памяти. Обычно они носят смешанный характер. Вот и надо определить особенности своей памяти и постараться развивать те из них, что у тебя слабее.

Есть различные приёмы укрепления и развития памяти. Например, заучивание стихов (или небольших отрывков художественной прозы). Нужно не просто зазубривать строчку за строчкой. Сначала разобраться в стихотворении, отметить его основные мысли, первые строки четверостиший. Это будут как бы «верстовые столбы по дороге запоминания». Затем можно приступить к заучиванию наизусть.

Зрительную память помогают развивать очень простые упражнения. Даже детская игра: несколько ребят находятся в комнате. Водящий становится перед ними. Все стараются запомнить, как он одет. Потом водящий уходит в другую комнату и вносит какое-то изменение в свою одежду, например, расстёгивает на рубашке верхнюю пуговицу. Остальные должны это заметить.

Можно потренировать свою память таким образом: возьми книгу и внимательно посмотри на какую-нибудь иллюстрацию. Потом закрой ее и постарайся рассказать все, что ты видел на рисунке. Опять открой: чтобы отметить моменты, которые оказались для тебя незамеченными. Теперь расскажи о том, что изображено на иллюстрации. Проверь себя вновь.

Ребята часто спрашивают, как нужно поступать, если не выходит задача: сидеть над ней, пока не решишь, или начинать учить другие уроки?

Какие могут быть варианты? Ты рассчитал, что на приготовление алгебры уйдёт минут сорок-пятьдесят, но прошло уже полтора часа, а задача не получается... Советую тебе сделать перерыв, после перерыва заняться более лёгким для тебя предметом, а уже потом вновь приступить к решению задачи.

Постарайся разобраться, почему не получается задача. Может, ты пропустил урок, когда объясняли этот раздел? Тогда задание следует отложить и после того, как будут выучены все остальные уроки, попросить товарища помочь разобраться в незнакомом материале.

А если ты чувствуешь, что очень устал, то иногда полезно сделать большой перерыв, погулять, а потом снова вернуться к задаче.

В среднем на приготовление уроков школьники должны тратить: 4-й класс - 2 часа, 5-6-й классы - 2,5 часа, 7-й класс - 3 часа.

Например, уроки начал готовить в 16.00, а окончил в 20.00. У тебя было три перерыва по 10 минут, значит, всего потрачено времени на уроки 3 часа 30 минут. Если в ходе их приготовления у тебя долго что-то не получалось, отметь это в примечании.

Пройдёт неделя-другая, и тебе станет ясно, в какие дни и почему на приготовление домашних заданий у тебя уходит больше времени, чем нужно.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.