Эмоции и стрессовые состояния

эмоции

Эмоциями (от латинского слова emovere - возбуждать, волновать), или чувствами, называют психические состояния, выражающие субъективное отношение людей к происходящему, т.е. все виды переживаний: от глубоко травмирующих страданий до высших форм радости. Психологи разделяют эмоции на низшие и высшие. К первым относятся переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (голод, жажда, половое влечение). К высшим (интеллектуальным) эмоциям относятся переживания, возникающие в процессе познания объективной действительности: удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение.

Роль эмоций в жизни человека очень велика. Эмоции удовольствия и неудовольствия возникают, как считают некоторые учёные, уже на определённой стадии эмбрионального развития человеческого плода. Показано, например, что плод человека, преждевременно изъятый из матки по медицинским показаниям и помещённый в благоприятные условия, совершает мимические движения, напоминающие эмоциональные реакции: улыбку, отвращение, плач. Поэтому можно сказать, что эмоциональная жизнь человека начинается ещё в утробе матери.

Формирование эмоций происходит в глубоких отделах головного мозга. Непосредственное отношение к организации эмоциональных реакций и их внешних проявлений имеют гипоталамус и лимбический мозг. Наглядное доказательство того, что эмоции первично формируются в этих мозговых структурах, получено в опытах на животных с так называемым самораздражением. Их сущность заключается в следующем. Здоровым взрослым животным (чаще всего крысам) в определённые области подкорковых структур вводились тонкие проволочки, служащие электродами. Эти электроды посредством проводов, не мешающих движениям животных, присоединялись к их конечностям. Нажим такой конечностью на контактную педаль включал электроток, который через электроды раздражал исследуемую область мозга. Подготовленные таким образом животные все время стремились к педали и нажимали на нее до 180 раз в минуту. Эти опыты показали, что электроды находились в «центре удовольствия», расположенном в определённой области лимбического мозга. Подобными же опытами было установлено, что положительные и отрицательные эмоции могут быть вызваны прямым раздражением различных отделов гипоталамуса.

В формировании эмоций принимает участие и зрительный бугор - таламус. Нервные импульсы, идущие от органов чувств в таламус, расходятся от него в две стороны: часть импульсов сразу поступает в кору головного мозга, и благодаря им формируется соответствующее восприятие (зрительный, слуховой образы); другая часть импульсов через гиппокамп направляется в гипоталамус и, получив «эмоциональную окраску», снова через таламус достигает коры больших полушарий.

К возникновению эмоциональных реакций имеют отношение и отдельные элементы ретикулярной формации. Главный же контроль и регуляция эмоционального поведения осуществляются корой больших полушарий, в основном ее лобными долями. Последние оказывают на гипоталамус и лимбическую систему тормозящее влияние. Ослабление контроля лобных долей и «освобождение» подкорковых образований из-под их влияния могут быть одной из основных причин повышенной эмоциональной возбудимости. Другие области коры головного мозга, например зрительная и слуховая, не тормозят, а, наоборот, возбуждают деятельность гипоталамуса. Так, зрительные и слуховые впечатления способны усилить чувство радости или печали.

Но и сам гипоталамус воздействует на высшие отделы мозга. Электроэнцефалографические исследования здоровых людей показали, что импульсы, исходящие из гипоталамуса и имеющие эмоциональную природу, оказывают влияние на работу коры больших полушарий головного мозга, в частности на психические функции (мыслительные процессы) и на работоспособность организма в целом. Установлено, что умственная и физическая работоспособность в условиях эмоционального напряжения может заметно повышаться. Особенно наглядно это проявляется в условиях соревнования, что неоднократно было подтверждено наблюдениями над спортсменами.

Таким образом, эмоции активируют физиологические и психические процессы, стимулируют внимание и мышление. И.П. Павлов считал, что эмоции являются источником силы для корковых клеток и, следовательно, имеют определённый биологический и социальный смысл.

В процессе эволюции эмоциональные состояния сыграли положительную роль, так как они создали условия для лучшего приспособления организма к внешней среде. Практически весь жизненный опыт животных и человека начиная с первых дней жизни, помогает им избегать вредных воздействий не на основе оценки объективных свойств вредящего агента (например, свойств стальной иглы ножа, электротока), а на основе эмоционального ощущения боли.

Становление эмоций связывается с возникновением потребностей (в пище, питье). Переживание отрицательных эмоций: голода жажды, страха - формирует мотивы определённых поступков; поиска пищи, воды, избегания неприятных раздражителей. Все это способствует наиболее быстрому и наилучшему удовлетворению потребностей, что сопровождается положительными эмоциями. Многократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительными эмоциями, развивает и закрепляет определённые поведенческие акты.

В становлении личности человека большое значение имеет воспитание чувств, т.е. целенаправленное формирование социально положительных систем эмоциональных отношений, начиная с первых лет жизни.

Однако потребность отнюдь не единственное условие возникновения эмоций. Существенное значение имеет также степень информированности. В случае полной информированности эмоции, как правило, отсутствуют. Например, если при появлении потребности в пище известно, где ее взять, никаких эмоций не возникает. Если же голодный человек не знает, где и каким путём может получить еду, то рождаются тревога, беспокойство, неприятные переживания. Следовательно, отрицательные эмоции имеют место при дефиците информации и достигают максимума в случае ее полного отсутствия.

Опытами на животных показано, что эмоции возникают и реализуются в поведении и после удаления больших полушарий головного мозга. И в этих случаях эмоциональное возбуждение возникает в гипоталамусе и распространяется на весь организм, все его системы и периферические органы. Главным компонентом эмоциональных реакций являются изменения функций сердечно-сосудистой системы. Эти изменения связаны с биологическим значением эмоций. При положительных эмоциях преобладает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Нередко наблюдаемые при этом симпатические влияния: усиление сердцебиений и некоторое повышение артериального давления крови - весьма кратковременны и не очень интенсивны. Активные отрицательные эмоции (негодование, гнев, возмущение) повышают возбудимость обоих отделов вегетативной нервной системы, поэтому одновременно усиливается деятельность системы кровообращения и органов пищеварения. Отрицательные эмоции пассивного характера (страх, тревога) обычно вызывают возбуждение симпатического и торможение парасимпатического отделов вегетативной системы, в связи с чем на фоне повышенной работы сердца и высокого давления крови наблюдается более или менее резкое снижение всех функций желудочно-кишечного тракта.

Интересно, что эта эмоциональная реакция в некоторых странах с давних времён использовалась в качестве теста при выявлении преступника. Так, например, в Индии применялось «испытание рисом»: подозреваемым в преступлении давали «священный рис». Пожевав его, испытуемые должны были выплюнуть содержимое рта на лист пальмы. У преступника рис оказывался сухим, поскольку страх быть уличённым, тормозил слюноотделение.

Ощущение тяжести в желудке, часто испытываемое нервными людьми, может быть обусловлено застоем содержимого желудка, вызванным отрицательными эмоциями. Физиолог Кеннон наблюдал пациентку с расстройством пищеварения, которое проявлялось после каких-либо неприятностей и отсутствовало при ее спокойном состоянии. Он высказал предположение, что большинство нарушений пищеварения носит функциональный характер и обусловлено эмоциональными влияниями.

Врачи знают о связи некоторых заболеваний с определёнными эмоциями. Так, по образному выражению известного клинициста М.И. Аствацатурова, сердце поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным настроением.

Отрицательные эмоции изменяют не только деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но и состав крови. Установлено, что у студентов во время экзаменов повышается количество сахара и адреналина в крови, эмоции тревоги ускоряют свёртывание крови, повышают ее вязкость (что увеличивает возможность образования тромбов).

Частое повторение психотравмирующих ситуаций создаёт основу для суммации симпатических влияний и таким образом приводит к хроническому усилению активности этого отдела вегетативной нервной системы, и как следствие этого - к повышению артериального давления крови, нарушениям пищеварения, потливости, недостаточности почечного кровообращения, отёкам и другим отклонениям.

Под влиянием даже незначительных эмоций иногда изменяются ритм и амплитуда дыхательных движений. Общеизвестными примерами таких реакций при волнении могут служить глубокие вдохи, зевание. Наряду с вегетативными сдвигами, эмоции вызывают разнообразные двигательные реакции. Радость, горе, страдание, страх, гнев и другие эмоции сопровождаются совершенно различными выразительными движениями. Жизненный опыт на основе четырёх врождённых эмоциональных состояний: гнева, страха, удовольствия и отвращения (дискомфорта) - формирует обширную шкалу мимических нюансов, посредством которых проявляются различные эмоциональные переживания.

Состояние скелетной мускулатуры также отражает настроение человека: при эмоциональном покое мышцы не напряжены, движения свободные; ощущение же тревоги, страха вызывает напряжение мышц, движения становятся скованными. Кстати, общее мышечное напряжение, возникающее при длительных отрицательных эмоциях, может вызывать головную боль, так как усиление тонуса мышц лица и шеи приводит к сжатию кровеносных сосудов. Кровоснабжение мозга ухудшается, мозговые клетки начинают испытывать кислородное голодание. Повышение мышечного тонуса в состоянии покоя - одна из характерных особенностей больных неврозами. Понятно, что в таких случаях полезно обучение приёмам мышечного расслабления.

Глубокое воздействие эмоционального состояния на тонус мышц и уровень обмена веществ иллюстрируют опыты, в которых при решении простой арифметической задачи испытуемых ставили в условия, вызывающие небольшое волнение («кто решит первый», «правильно ли решение»). При этом у здоровых людей значительно повышался мышечный тонус и увеличивался основной обмен на 36%. Решение аналогичных задач в тех же условиях, но при создании с помощью гипноза «созерцательного» отношения напряжением мышц не сопровождалось, а интенсивность обмена у испытуемых изменилась всего на 1%.

Особая роль в организации эмоций принадлежит эндокринной системе, т.е. железам внутренней секреции. В первую очередь это относится к так называемому мозговому веществу надпочечников, которое продуцирует адреналин, норадреналин и ряд других гормонов. Адреналин принимает участие в регуляции многих функций организма. Например, он способствует превращению гликогена печени в глюкозу и выбросу ее в кровь. Под влиянием адреналина мышцы лучше усваивают глюкозу. Наиболее ярким эффектом действия адреналина являются усиление и учащение сердечных сокращений.

Установлено, что у людей, находящихся в состоянии неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, в крови повышается количество адреналина (поэтому некоторые исследователи называют его гормоном тревоги).

Нервные и эндокринные влияния тесно переплетаются и дополняют друг друга. В отношении эмоций можно говорить о нейроэндокринной регуляции. Так, гипоталамус реализует формирование эмоций двумя путями: нервным и нервно-гормональным, поскольку он регулирует выделение гормонов гипофиза, принимающих участие в организации эмоциональных состояний. Особо важное значение имеет адренокортикотропный гормон (АКТГ) гипофиза, который стимулирует выделение гормонов надпочечников.

Сильное или слишком длительное эмоциональное напряжение называют нервным или эмоциональным стрессом. Вообще же стресс, по определению известного канадского учёного Ганса Селье, представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. Они могут иметь самую различную природу. Это может быть физическая нагрузка, конфликтная ситуация (семейная или служебная), воздействие холода, инфекция. Но независимо от характера стрессора организм реагирует на любой такой раздражитель неспецифически, одним и тем же комплексом реакций: учащением пульса, повышением артериального давления крови, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников. Реакция организма на любой стрессор является приспособительной и, как установил Селье, состоит из трех фаз: фазы тревоги («общий призыв к оружию» защитных сил организма), фазы повышенной сопротивляемости и фазы истощения.

Необходимо отметить, что стресс как таковой не всегда является вредным для организма. Селье различает физиологический стресс, или эустресс, - ответ организма на предъявляемое ему требование, и патологический стресс, или дистресс, что в переводе с английского означает «несчастье», «недомогание», «истощение». Поэтому и эмоциональный или психологический стресс может оставаться в пределах нормы или переходить в болезненное состояние в зависимости от его силы, длительности и положительной или отрицательной эмоциональной окраски.

Частые стрессовые состояния чрезмерно активируют вегетативную нервную систему, особенно ее симпатический отдел, нарушают баланс различных гормонов (гипофиза, гипоталамуса и надпочечников), подавляют функции половых желез. В результате всех этих изменений могут возникнуть «болезни адаптации» (по терминологии Селье) - гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Но значит ли это, что каждая отрицательная эмоция может вызвать заболевание? Отнюдь нет. Термин «отрицательная», приложенный к слову «эмоция», не равнозначен понятию «вредная эмоция». Мозг человека, этот удивительный продукт эволюции, за миллионы лет развития человеческого организма великолепно приспособился вырабатывать наилучшую стратегию выживания в самой сложной, разнообразной и изменчивой среде. По выражению всемирно известного биохимика Альберта Сент-Дьердьи, мозг - орган выживания, как клыки или когти.

Но если наш мозг орган выживания, то все качества, которыми он обладает, все его свойства целесообразны, необходимы. Если бы отрицательные эмоции не были нужны для выживания, то эволюция их не сохранила бы. Поэтому нельзя сказать, что отрицательные эмоции вредные, ненужные эмоции, как вообще нельзя говорить о хороших и плохих реакциях мозга. Крупнейший специалист-кибернетик Вильямс Росс Эшби писал: «Не существует мозга (естественного или искусственного), хорошего в любом абсолютном смысле, - все зависит от обстоятельств и требований. Любая способность, проявляемая мозгом, «хороша» только условно. Любопытство вещь хорошая, но много антилоп погибло, остановившись поглядеть на шляпу охотника». И далее: «Я уверен, что нет ни одного свойства или способности мозга, обычно считаемых желательными, которые не становятся нежелательными при другом типе окружающей среды. Хорошо или плохо, что мозг обладает памятью? Это хорошо только, если внешняя среда устроена так что будущее часто повторяет прошлое; если бы события будущего часто были бы противоположны, память была бы невыгодна. Такая ситуация наблюдается, когда крыса, обитающая в канализационных трубах, сталкивается с окружающей средой, называемой «системой предприманки». Обычная крыса очень подозрительна и берет незнакомую пищу только маленькими порциями. Однако, если вкусная пища появляется в одном и том же месте три дня подряд, крыса обучается и на четвёртый день отравляется и умирает. Крыса же, лишённая памяти, будет и на четвёртый день так же подозрительна, как и в первый, и выживет. Таким образом, в данных условиях память явно невыгодна. Длительное существование в подобной среде приведёт при прочих равных условиях к эволюции в направлении уменьшения ёмкости памяти».

Целесообразность отрицательных эмоций видна на примере страха. Ведь если бы эмоция страха не была выработана и закреплена эволюцией, то вряд ли могло бы выжить большинство детёнышей: ничего не боясь, они легко погибали бы от самых неожиданных причин. А страх порождает осторожность.

Без эмоций горя, сопереживания, страданий люди вообще не могли бы стать людьми, так как отсутствие этих чувств рождало бы чёрствость и равнодушие.

Под влиянием отрицательных эмоций (неразделенной любви, тоски по родине, скорби) создано немало шедевров мировой культуры. Об этом образно сказал Валентин Катаев: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделенную любовь. Чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творение художника...».

Отрицательные и положительные эмоции - это тень и свет нашей жизни. Следовательно, они ни плохи, ни хороши, они необходимы для нормального развития и существования личности. Эмоциональный голод, однообразная жизнь без горя и радости, без волнующих перспектив так же, как и избыток эмоций, небезразличны для психики человека и его вегетативных функций. При монотонном существовании уменьшается общая и психическая работоспособность, появляются апатия, скука, повышенная раздражительность. В таком состоянии не только положительные, но и умеренной интенсивности отрицательные эмоции могут сыграть роль активатора и регулятора психической жизни и деятельности внутренних органов.

Таким образом, для сохранения здоровья, для поддержания нормального функционирования организма полезно придерживаться правила «золотой середины», поскольку слишком интенсивные, длительные или часто повторяющиеся отрицательные эмоции, так же как и недостаток эмоциональных переживаний, снижают общую сопротивляемость организма, угнетают резервные механизмы здоровья и тем самым открывают дорогу всевозможным нарушениям деятельности внутренних органов и обменных процессов.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.