Режим питания

режим питания

Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания. Время приёма пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. Строгое соблюдение часов приёма пищи обусловливает выработку условного пищевого рефлекса на время, т.е. обеспечивает выработку необходимых пищеварительных соков и хорошее усвоение принятой пищи. При беспорядочном кормлении детей пищевой рефлекс у них угасает, снижается аппетит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.

У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч. К концу этого периода происходит опорожнение желудка и у ребёнка появляется аппетит. Поэтому дошкольники должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между отдельными кормлениями в 3-3,5-4 ч.

Наиболее физиологичным является следующий режим питания:

Завтрак - 7.30-8.30

Обед - 11.30-12.30

Полдник — 15.00-16.00

Ужин - 18.30-20.00.

Некоторые дети в возрасте до 1,5 лет, а также ослабленные могут получать пятое кормление в виде стакана кефира или молока непосредственно перед укладыванием на ночной сон в 23.00-24.00 или рано утром.

Режим питания детей в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от длительности пребывания в них детей. В детских учреждениях с дневным пребыванием детей (в течение 9-10 ч) дети получают трехразовое питание:

Завтрак - 8.30

Обед - 12.00-12.30

Полдник - 16.00

Ужин (в домашних условиях) - 19.00-20.00.

дети, находящиеся на продлённом дне (12-14 ч) или на круглосуточном пребывании, получают четырехразовое питание. При этом завтрак и другие приёмы пищи несколько сдвигаются на более раннее время:

Завтрак - 8.00

Обед - 12.00

Полдник - 15.30

Ужин -18.30-19.00.

В круглосуточных группах детям целесообразно перед ночным сном в 21.00 дать стакан кефира или молока.

Часы приёма пищи в дошкольных учреждениях должны точно соблюдаться. Отклонения от установленного времени могут допускаться только в исключительных случаях и не более чем на 20-30 мин. Поэтому заведующие дошкольными учреждениями уделяют максимальное внимание правильной организации работ на пищеблоке и своевременному поступлению пищи в детские группы. Нельзя допускать перерывов в питании. Каждое новое блюдо ребёнок должен получить сразу после того, как он съел предыдущее. Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин.

Одним из важных моментов режима питания является запрещение давать детям в промежутках между кормлениями какую-либо пищу, и в первую очередь различные сладости, печенье, булочки. На это надо обращать особое внимание обслуживающего персонала и родителей. Даже такие продукты, как фрукты, ягоды (особенно с сахаром), овощные салаты, дают детям только во время очередного приёма пищи. Во избежание нарушений аппетита нельзя использовать в качестве питья сладкие соки, сладкий чай, молоко, кефир.

Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объёма пищи, который строго соответствует возрасту ребёнка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие объёмы не вызывают чувства насыщения.

Недопустимо необоснованно увеличивать объем пищи за счёт первых блюд. Ребёнок, получив избыточное количество супа, не всегда может полностью съесть второе наиболее полноценное блюдо, в котором содержится значительная часть суточного количества белковых продуктов и овощей. Особенно это недопустимо в отношении детей с пониженным аппетитом. Таким детям даже рекомендуется несколько уменьшать порцию первого блюда. Детям, имеющим хороший аппетит и не насыщающимся обычным объёмом порций, можно добавить некоторое количество супа, гарнира или третьего блюда (до 50 г).

Очень важно правильно организовать режим кормления в группах детей раннего возраста. В них одновременно пребывают дети разной возрастной подгруппы. В этом случае режим их строится так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали. Тогда процесс проходит более спокойно и персонал имеет возможность уделить больше внимания каждому ребёнку, накормить тех, кто ещё не умеет хорошо самостоятельно есть.

Организация правильного режима питания детей предусматривает также обеспечение чёткой преемственности в питании детей между дошкольным учреждением и семьёй.

Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. Практически это положение может быть выполнено только при условии постоянной работы с родителями как медицинских, так и педагогических работников детского сада. Родители систематически информируются о том, как организовано питание в детском учреждении, получают конкретные сведения о составе питания, которое ребёнок получил в течение дня. Для этого в детских группах практикуется вывешивание дневного меню, а также рекомендаций по составу домашних ужинов, по питанию детей в выходные и праздничные дни. Эти рекомендации составляет медицинская сестра или старший педагог, пользуясь примерными десятидневными меню для детских дошкольных учреждений.

На ужин рекомендуют такие продукты и блюда, которые ребёнок не получал в детском саду, а питание в выходные и праздничные дни целесообразно строить, ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен для питания детей в детских дошкольных учреждениях.

Важно предупредить родителей о том, чтобы утром до отправления ребёнка в дошкольное учреждение его не кормили, так как это нарушит режим питания, приведёт к снижению аппетита, ребёнок будет плохо завтракать в группе. Но вместе с тем, если ребёнка приходится приводить в детский сад очень рано, ему можно дать дома стакан кефира, молока с небольшим кусочком хлеба или какие-либо фрукты.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.