Организация питания детей в дошкольных учреждениях

питание детей

Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды жизни человека.

Особенно велика роль питания в детском возрасте.

Это обусловлено рядом причин.

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием и функций, развитием и усложнением высшей нервной деятельности. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

Говоря о питании детей дошкольного возраста, следует прежде всего остановиться на особенностях этого возрастного периода.

Детям дошкольного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии, усиленные процессы обмена веществ, совершенствование и дифференцировка интеллектуальной деятельности, формирование речи, развитие эмоциональной сферы.

В дошкольном возрасте начинается самое тесное общение ребёнка с окружающим его миром, и прежде всего со сверстниками. Это повышает возможность передачи ряда инфекционных агентов, что вызывает необходимость обеспечить детский организм высокой устойчивостью и хорошей сопротивляемостью инфекционным заболеваниям.

В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека.

Следовательно, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

Большое значение имеет правильная организация питания детей в детских дошкольных учреждениях, где в настоящее время воспитывается более половины всех детей дошкольного возраста, а во многих крупных городах и промышленных центрах - практически все дети старше 1,5-2 лет. Большинство детей находятся в дошкольном учреждении на продлённом дне, т.е. в течение 12-14 ч, а некоторые из них - на круглосуточном пребывании, и питание их, кроме выходных и праздничных дней, почти полностью в течение нескольких лет обеспечивается дошкольным учреждением.

Так как пребывание детей в коллективе создаёт возможность заболевания, особенно острыми респираторными инфекциями и кишечными заболеваниями, то для правильного развития дошкольников необходимы мероприятия, повышающие общую сопротивляемость детского организма к инфекции. На первом месте стоит правильное сбалансированное питание.

Для дошкольных учреждений Институтом питания АМН разработаны среднесуточные наборы продуктов с учётом возраста детей (до 3 лет и от 3 до 7 лет) и длительности их пребывания в детском дошкольном учреждении (9-10,5 ч и 12-24 ч). В новых наборах повышена белковая часть рациона (увеличено количество мяса, рыбы, творога, молока), снижена углеводистая часть (уменьшено количество хлеба, круп и макаронных изделий), дополнительно введены такие продукты, как растительное масло, дрожжи. Таким образом, в настоящее время суточные наборы продуктов полностью удовлетворяют физиологическую потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии.

На основании указанных наборов продуктов составлены десятидневные примерные меню для питания детей, посещающих детские дошкольные учреждения пяти различных регионов страны, с учётом национальных особенностей питания и климатогеографических условий.

Разработана также таблица замены продуктов по основным пищевым веществам, предусматривающая адекватную замену продуктов с учётом особенностей снабжения продуктами отдельных регионов страны, а также возможность использования национальных и местных продуктов.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».