Учебное кино

учебное кино

Большой эффект преподавания можно получить при рациональном сочетании учебного кино с лекционным изложением материала и демонстрацией других наглядных пособий. Учебные фильмы созданы по многим предметам. Разработан вариант дневного кино, не требующий затемнения учебного помещения и, следовательно, создающий все возможности для широкой аэрации зрительного зала. К сожалению, дневное кино ещё недостаточно широко используется в педагогической практике.

Рабочие места учащихся должны иметь местное освещение, чтобы во время просмотра фильмов можно было делать необходимые записи. Совершенно необходимо тщательно проветривать помещения до и после киноурока.

Учебное телевидение. При просмотре учебных телепередач зрители должны находиться в 2-6 м от телевизора, экран которого должен быть не менее 59 см по диагонали. Устанавливать телевизор необходимо на уровне глаз сидящих или несколько выше (110-120 см).

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важны количество телевизоров в учебных кабинетах, их расстановка, а также правильное размещение зрителей во время просмотра. В учебном кабинете с одним телевизором учащиеся утомляются в 2-3 раза быстрее, чем в аудитории, где установлены два телевизора, так как при наличии двух телевизоров большее число учащихся попадает в оптимальную зону просмотра. Наиболее неблагоприятны условия просмотра для учащихся, сидящих за первыми столами боковых рядов (при установке телевизора у доски, в центре).

Телевизоры могут быть расположены по-разному: два можно установить перед первым и последующими столами. Это наилучший вариант. Один телевизор чаще всего устанавливают у доски в центре, реже в углу.

При просмотре телевизионных передач важно создать благоприятные для зрения условия освещения. Просмотр в полной темноте вреден для глаз, так как при большой разнице находящихся в поле зрения яркостей происходит быстрое утомление. Лучше всего смотреть телепередачи в незатемненном помещении. Весной в солнечные дни следует закрывать окна лёгкими светлыми шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно снижает контрастность изображения и ухудшает видимость. Это создаёт дополнительное напряжение для глаз. Для уменьшения отражений от окон и ламп верхний край экрана телевизора должен иметь наклон на 10-15°. В вечернее время помещение, в котором происходит просмотр телепередач, рекомендуется освещать верхним светом (от светильников) или боковым (пристенное бра), находящимся вне поля зрения.

Большое значение имеет качество изображения. Исследования показали, что неблагоприятные изменения зрительных функций наступают при мелькании, нечётком, несфокусированном изображении, при частом изменении яркости, особенно при настройке во время передачи. Все операции по включению и настройке телевизора должны выполняться педагогами до начала урока, за исключением регулирования яркости и контрастности, которые зависят от общей освещённости помещения. Общая освещённость на рабочих местах учащихся должна быть не менее 300 лк.

Уроки с использованием телевидения не должны идти друг за другом или вслед за занятиями по техническому черчению и другим предметам, которые связаны со значительным напряжением зрения. Исследования показали, что у учащихся после смежных кино- и телеуроков работоспособность значительно снижается.

Для сохранения активности и благоприятного функционального состояния центральной нервной системы учащихся структура урока с применением телевидения должна приближаться по своему характеру к традиционной.

Радио и звукозапись. Специфика применения на уроках радио и звукозаписи заключается в том, что их воздействие на слушателей осуществляется только посредством звуков, слов. Это ограничивает область их применения, так как при изучении многих предметов существенную роль играет зрительный образ. Поэтому радио и звукозапись следует использовать главным образом на уроках общественных дисциплин и некоторых общеобразовательных предметов.

Как уже было сказано выше, для сохранения высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока и дня занятий большое значение имеет длительность применения технических средств. Ниже приводится таблица допустимого времени их использования.

Допустимое время применения ТСО в течение урока

Длительность показа или прослушивания, мин
диафильма, диапозитивов кинофильма телепередачи радиопередачи
20-25 25-30 25-35 25

В течение учебного дня не следует использовать ТСО более чем на двух уроках. Более продолжительные демонстрации или передачи в течение урока и дня обучения могут вызвать утомление учащихся.

Таким образом, использование технических средств обучения в учебном процессе приводит к значительной активизации умственной деятельности учащихся и соответственно их восприятия. Однако необходимо гигиеническое нормирование использования ТСО.

Соблюдение педагогическими коллективами указанных рекомендаций в значительной степени будет способствовать сохранению высокой работоспособности учащихся на учебных занятиях, обеспечит их максимальную активность, повысит эффективность учебного процесса, успеваемость и, кроме того, позволит лучше сохранить здоровье учащихся.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».