Предупреждение заболеваний и травматизма учащихся

травматизм

Данные многочисленных наблюдений свидетельствуют о прямой зависимости частоты несчастных случаев от возраста. Подростки и юноши при прочих равных условиях более подвержены травматизму. Объяснить это можно не только увеличением с возрастом профессионального опыта. С возрастом, как правило, растёт осознанность действий и личностная зрелость.

Важным направлением в борьбе с производственным травматизмом является разработка профилактических мероприятий по его предупреждению. В их числе наряду с освоением учащимися правильных приёмов безопасного выполнения учебно-производственных заданий, немаловажную роль играет наглядная агитация.

Одной из наиболее эффективных форм по вопросам охраны труда является организация выставок (с периодически обновляющейся экспозицией) новейших достижений в области средств техники безопасности и производственной санитарии, форм и методов предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Такие выставки могут быть как стационарными, так и передвижными, а по содержанию - общими или узко тематическими. Через тематические выставки Целесообразно пропагандировать какие-либо отдельные темы, например, выставка плакатов по технике безопасности; выставка спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты от производственных вредностей, применяемых в различных отраслях производства; выставка достижений коллективов передовых предприятий отрасли по культуре производства.

В системе мероприятий по охране труда большое место отводится плакатам, предупредительным надписям и диапозитивам по технике безопасности. Они должны постоянно напоминать учащимся о необходимости применения безопасных приёмов работ, предупреждать об опасностях, которые могут возникать в результате нарушений требований охраны труда или производственной дисциплины. При этом необходимо учитывать, что плакат по технике безопасности должен оказывать определённое психологическое воздействие своим содержанием, логикой и убедительностью требований, но ни в коем случае не изображением предполагаемых последствий. Это может вызвать реакцию, прямо противоположную той, которая требуется от плаката, - страх перед неизбежностью травм. Тематика плакатов по технике безопасности может быть общей и специальной.

К общей тематике относятся плакаты, которые изображают общие для всех работающих требования по технике безопасности и правила поведения на территории предприятия, цеха, рабочих местах, призывающие к повышению культуры производства, соблюдению личной и общественной гигиены, популяризирующие значение каких-либо оздоровительных мероприятий.

К тематическим относятся плакаты, отражающие требования правил и инструкций по технике безопасности при выполнении той или иной конкретной работы.

Плакаты и предупредительные надписи по технике безопасности по своему назначению подразделяются на несколько групп:

  • а) разрешающие, например, «Работай здесь!»
  • б) предупредительные, сигнализирующие о возможной опасности, например, «Внимание! Ремонтные работы!», «Берегись автотранспорта!»
  • в) запрещающие, например, «Проход закрыт!», «Не стой под грузом!», «Не включать! Работают люди!»

Нельзя забывать и о больших возможностях пропаганды вопросов охраны труда в стенной печати средних специальных учебных заведений. Желательно выпускать информационные бюллетени по охране труда, производственной санитарии и технике безопасности. Они должны широко популяризировать среди учащихся материалы по охране труда, рассказывать о лучшем опыте организации безопасных условий труда на передовых предприятиях и в учебно-производственных мастерских техникума. Средства пропаганды охраны труда должны быть броскими и интересными. Только в этом случае они обращают на себя внимание и надолго остаются в памяти учащихся.

Важная роль в предупреждении производственного травматизма отводится специально оформленным, там, где это необходимо, кабинетам по охране труда. Их экспозиция комплектуется в соответствии с тематическими и учебными планами и располагается в определённой последовательности, наиболее целесообразной, с точки зрения наглядности, при проведении учебных занятий, лекций и бесед по охране труда. При оборудовании таких кабинетов особое внимание следует уделять правильному цветовому оформлению экспонатов, моделей, плакатов и других наглядных пособий, а также разъяснению значения сигнальных цветов и знаков безопасности, играющих большую роль в профилактике травматизма.

Анализ результатов специальных исследований убедительно свидетельствует о том, что многие травмы, происшедшие из-за невнимательности и неосторожности пострадавших, довольно часто являются если не прямым, то косвенным следствием отсутствия чёткого цветового разграничения опасных и безопасных зон, частей машин, оборудования, проходов, проездов. При этом следует учитывать, что сигнальные цвета и знаки безопасности должны дополнять технические средства безопасности, предусмотренные соответствующими инструкциями и правилами.

В настоящее время для производства установлены следующие сигнальные цвета: красный со значением «Стоп», «Запрещение», «Явная опасность»; жёлтый - «Внимание», «Предупреждение о возможной опасности»; зелёный - «Безопасность», «Разрешение», «Путь свободен»; синий - «Информация».

Обоснованием такого выбора сигнальных цветов являются психофизиологические особенности восприятия их человеком. Так, установлено, что красный цвет, как наиболее возбуждающе действующий на человека, вызывает условный рефлекс, направленный на обострение внимания и потому используется для предупреждения об опасности, требующей немедленной реакции. Жёлтый цвет, стимулирующий зрение, но не оказывающий столь интенсивного воздействия на организм, как красный, способствует сосредоточению внимания и поэтому используется для обозначения возможной опасности. Зелёный цвет, способствующий успокоению и воспринимающийся как отсутствие явной опасности, используется как сигнал безопасности.

Необходимо при этом учитывать, что сигнальные цвета и знаки должны всегда контрастировать с окружающим их фоном. Наносят их на элементы строительных конструкций и производственного оборудования полосками, чередующимися с полосками контрастирующего цвета, например, жёлтые и чёрные, красные и белые. При этом нельзя забывать и о соблюдении официальных нормативов на размеры полос. Кроме того, знаки безопасности должны различаться геометрической формой, цветом и символом. По геометрической форме они разделяются на три группы: запрещающие - круг, предупреждающие - равносторонний треугольник, разрешающие - прямоугольник. Значение геометрической формы знака безопасности должно обязательно совпадать со значением основных сигнальных цветов. Так, на знаках запрещающих преобладает красный цвет, предупреждающих - жёлтый и разрешающих - зелёный. На знак наносится символ (короткая надпись), разъясняющий характер опасности.

В профилактической работе по предупреждению производственного травматизма большое значение имеет осознание самими учащимися необходимости соблюдения дисциплины на рабочем месте, выполнения требований, правил и инструкций по технике безопасности, умения правильно поступать в некоторых критических ситуациях. Так, к примеру, стало известно о трех идентичных по характеру производственных травмах (повреждение абразивным кругом пальцев рук), происшедших при затачивании инструмента. В актах формы Н-1 во всех случаях причина травм определялась как неосторожность пострадавших. Между тем в процессе расследования удалось выявить три совершенно разные причины травматизма. В первом случае учащийся затачивал инструмент для своих личных нужд, постоянно оглядываясь, не видит ли его преподаватель, во-втором - из-за того, что между абразивным кругом и подручником имелся слишком большой зазор, в который и был захвачен обрабатываемый инструмент, а в третьем - подросток непроизвольно вздрогнул, когда его окрикнул товарищ. Таким образом, лишь в первом случае причина производственной травмы была в отключении внимания пострадавшего, в двух же остальных травма явилась прямым следствием других причин: во втором - из-за несоблюдения требований правил по технике безопасности, в третьем - из-за переключения внимания на неожиданный окрик товарища.

Немаловажное значение в деле профилактики производственного травматизма имеет создание здоровой психологической обстановки в учебном коллективе. Если каждое, даже кажущееся на первый взгляд незначительным, нарушение правил и инструкций по технике безопасности не остаётся незамеченным со стороны преподавателя и товарищей, это заставляет учащихся следовать установленным требованиям.

Действенность методов и средств пропаганды предупреждения производственного травматизма будет во многом зависеть от того, насколько убедительно преподавателям техникумов удастся повлиять на учащихся, чтобы они осмыслили всю опасность возможных несчастных случаев. Каждый учащийся должен отчётливо представлять, какие последствия его ожидают при игнорировании норм и правил охраны труда.

Для профилактики профзаболеваний и производственного травматизма дирекции и преподавателям производственного обучения средних специальных учебных заведений необходимо создать в учебно-производственных мастерских все необходимые условия для проведения безопасного трудового обучения: правильное освещение, применение эффективных средств индивидуальной защиты, правильная установка оборудования, ограждение движущихся частей, помещение распределительного щита и рубильников в закрытый шкаф, установка сеток у верстаков, обеспечение исправным инструментом.

Для предохранения учащихся от отлетающих при рубке и других операциях металлических частиц слесарные верстаки необходимо оборудовать металлической сеткой. Лучше всего, если эта сетка снабжена приспособлениями, дающими возможность откидывать ее во время объяснений преподавателя. Можно также пользоваться и переносной сеткой-щитком. Станки и абразивные точила с защитной целью оборудуются предохранительными экранами из прозрачного плексигласового стекла. Поскольку в процессе обработки металлических и деревянных изделий образуется большое количество стружки и опилок, преподаватель производственного обучения должен объяснить учащимся, как правильно удалять эти отходы. Подростки должны твердо запомнить, что сдувание опилок и стружки, сметание их руками или тряпкой может поранить глаза и руки. Удалять опилки и стружки можно только с помощью специальных щёток и крючков.

Особую опасность для жизни и здоровья учащихся в производственных мастерских представляют движущиеся элементы механических станков. Вращающиеся части станков, рубильники, шкивы с приводными ремнями, абразивные круги должны быть тщательно защищены кожухами и сетками. При первом же знакомстве учащихся с мастерской преподаватель должен заострить их внимание на двигателях, вращающихся частях станков и других деталях, которые при неправильном, неумелом пользовании и обращении с ними могут явиться причиной серьёзных травм.

Важное место в предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний принадлежит рациональному применению эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ). Эти средства в зависимости от назначения подразделяются на следующие группы:

  1. средства защиты органов дыхания
  2. средства защиты органов зрения и лица
  3. средства защиты органов слуха
  4. средства защиты головы
  5. средства защиты рук
  6. средства защиты от воздействия вибрации
  7. средства защиты от падения человека с высоты
  8. средства защиты от поражения электрическим током
  9. средства защиты от воздействия статического электричества

Одним из важных элементов индивидуальной защиты от несчастных случаев является правильное пользование СИЗ (средств индивидуальной защиты) и спецодеждой. Спецодежда при обучении разнообразным специальностям различна. Однако общим моментом при их применении является её соответствие росту учащихся во избежание захвата частей одежды вращающимися частями оборудования. Для защиты головы девушкам и юношам, имеющим длинные волосы, рекомендуется надевать береты или косынки, как это делается на ряде предприятий.

При производственном обучении необходимо помнить и о правилах личной гигиены: мытье рук после работы, содержание в чистоте и порядке спецодежды и рабочего места, правильное использование перерывов.

Привлечение внимания преподавательского и медицинского состава средних специальных учебных заведений к вопросам организации безопасных и благоприятных условий труда на предприятиях и учебно-производственных мастерских будет способствовать повышению эффективности мероприятий по предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».