Как следить за состоянием воздуха в учебных помещениях

состояние воздуха

Высокая работоспособность учащихся сохраняется длительное время, если учебная и производственная деятельность протекает при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме помещений, правильном подборе мебели, красивой внутренней отделке интерьеров.

Особое внимание нужно уделять состоянию воздуха в учебных и производственных помещениях.

Повышенная температура и влажность, бактериальная загрязнённость, повышенное содержание органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха способствуют нарастанию утомления и снижению работоспособности учащихся.

Теплоощущение человека зависит от комплексного воздействия всех метеорологических факторов: температуры, влажности и подвижности воздуха.


Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в учебных помещениях (кабинетах, лабораториях) для различных климатических районов представлены в таблице.


Показатели воздуха Зима Весна Осень
Климатический район
Холодный Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий
Оптимальные Температура, °С 21-22 18-20 17-19 18-22 23-24 16-22 24-26
Относительная влажность, % 30-50
Подвижность, м/с 0,06-0,25 до 0,4 0,6-0,8 до 0,4 0,6-0,8
Допустимые Температура, °С 18-23 17-22 16-21 17-23 23-26 15-23 24-28
Относительная влажность, % 25-60
Подвижность, м/с до 0,3 до 1,0

В умеренном климатическом районе оптимальная температура воздуха в холодный период года в учебных помещениях должна быть в пределах 18-20°С, в производственных мастерских (слесарных, токарных, фрезерных) - 16-17°С, в рекреациях - 15-16°С. Относительная влажность воздуха в основных помещениях (кабинетах, лабораториях, мастерских) техникумов должна составлять 30-50%. Подвижность воздуха не должна превышать 1,0 м/с.

В течение учебного дня микроклимат в помещениях значительно изменяется. Меняется состав воздуха (химический, физический, бактериальный), возрастает концентрация углекислоты в воздухе (норма CO2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%), что приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности. Это усугубляется накоплением органических веществ, наличие которых в воздухе обусловлено дыханием присутствующих людей, а также зависит от санитарного состояния кожи, одежды учащихся и самого помещения. Вместе с пылью, поднимающейся при движении учащихся, возрастает количество бактерий в воздухе, что небезопасно в эпидемиологическом отношении. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм. Температура воздуха также претерпевает значительные изменения: уже через 3-4 часа учебных занятий она повышается нередко на 4°, а к концу дня - на 5,5°. Повышение температуры и влажности окружающего воздуха снижает теплоотдачу организма, что приводит к тепловому дискомфорту (учащиеся жалуются на головную боль, общую слабость, чувство усталости), способствует более быстрому утомлению. Поэтому необходимо постоянно следить за воздушным режимом учебных и производственных помещений, своевременно их проветривать в часы, когда они свободны.

Эти часы нужно использовать для широкой аэрации, которая проводится под контролем врача и педагогов. Установлено, что работоспособность учащихся, занимающихся в течение учебного дня в хорошо проветренном помещении, в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся, работающих в непроветренном помещении. Аэрация основных помещений техникумов должна производиться как с помощью естественной, так и искусственной вентиляции. Наилучшим устройством для естественного проветривания, особенно в холодное время года, являются фрамуги, снабжённые рычажными затворами, позволяющими без труда включать систему проветривания. В тёплое время года открывают окна. На зиму следует оставлять незамазанным одно окно для проветривания во время больших перемен, а также до и после занятий: при наличии центрального отопления оптимальная температура воздуха в помещениях быстро восстанавливается. В холодное время года во время занятий следует открывать фрамуги в рекреациях и коридорах, создавая необходимый запас свежего воздуха, а на время перемен их необходимо закрывать. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха. Так, в малые перемены (10 мин) при температуре наружного воздуха от +10 до +5°С продолжительность проветривания должна составлять 4-10 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 3-7 мин; от 0 до -5°С - 2-5 мин; от -5 до -10°С - 1-3 мин; ниже -10°С - 1,0-1,5 мин. Длительность проветривания между сменами при температуре воздуха от +10 до +5°С должна составлять 25-35 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 20-30 мин; от 0 до -5°С - 15-25 мин; от -5 до -10°С - 10-15 мин; ниже -10°С - 5-10 мин.

Большой эффект достигается при сквозном проветривании, но его можно проводить только при отсутствии учащихся в помещениях. Усилить интенсивность обмена воздуха можно с помощью вытяжной вентиляции на естественном побуждении или за счёт механического побудителя. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение как на переменах, так и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Систематический контроль за состоянием вентиляционных каналов и решёток и соблюдение режима проветривания помещений ведётся медицинским, педагогическим и хозяйственным персоналом. Решётки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли и не замазывать при побелке стен. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка вентиляционных каналов. В последние годы широко используется система отопления, совмещённая с вентиляцией, обеспечивающая одновременно обогрев и вентиляцию учебных помещений во время занятий.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».