Сбалансированный режим труда и отдыха

режим труда

Правильная организация трудовой деятельности для людей всех возрастов способствует повышению ее производительности, предотвращает раннюю утомляемость. Для сохранения и укрепления здоровья человеку важно приспособить трудовую деятельность к физиологическим возможностям организма, поскольку понятие «здоровье» подразумевает не только отсутствие заболеваний, но и повышенную работоспособность.

Говоря о правильном трудовом режиме учащихся, следует учитывать характер и взаимосвязь многообразных физиологических процессов, протекающих в их организме в период учебно-трудовой деятельности. Н.Е. Введенский, изучая физиологические изменения в организме, которые наступают в связи с трудовой деятельностью, установил, что труд может быть продуктивным и достаточно продолжительным при осуществлении ряда условий. Одним из них является постепенное включение в работу. Каждый знает по себе, что, приступая после большого перерыва к работе, он первое время быстро утомляется. По мере того как мы втягиваемся в работу, выполнение ее становится не столь утомительным. Такая постепенность необходима для улучшения и совершенствования работоспособности, памяти, внимания, мышления и сноровки.

Педагогам следует помнить, что продуктивная умственная и трудовая деятельность учащихся невозможна без постоянной тренировки, влияющей на развитие трудовых и функциональных возможностей молодого организма. Постоянная тренировка является незаменимой, как в период теоретических занятий, так и трудового обучения.

Тренированность обеспечивает более экономное использование функциональных возможностей молодого организма и мобилизует скрытые резервы отдельных органов и систем, когда в этом возникает необходимость. Возможность такого рода мобилизации играет важную роль в длительном поддержании работоспособности на высоком уровне.

Важным условием продуктивного труда является ритмичность в работе. Учёные выявили различия в корковых процессах мозга, в основе которых лежит ритмичная и неритмичная работа, и которые в свою очередь обусловливают работоспособность организма. Центральная нервная система всегда настраивается на ритм, в котором работает человек. По выражению И.П. Павлова, она может как бы отсчитывать время. Определённый, привычный ритм становится наиболее благоприятным, оптимальным для нервной системы в конкретных условиях, к нему приспосабливается и вся физиологическая деятельность организма.

При воздействии внешней среды на человеческий организм образуется система условных рефлексов, устанавливается стереотип - форма равновесия, регулируемая деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Вследствие непрерывного изменения внешних условий происходит выработка новых условных рефлексов: система условных рефлексов становится подвижной, и равновесие приобретает характер динамического стереотипа. Он-то и является физиологической основой рационального режима учебной и трудовой деятельности, выражая внутренний ритм реакции в организме. Устанавливается динамический стереотип не сразу, а после определённого напряжения центральной нервной системы, после затраты организмом дополнительной энергии. Несистематичность в работе приводит к большей затрате энергии, так как организму, не подготовленному к выполнению нового процесса, для его освоения приходится всякий раз как бы сначала настраиваться, и дополнительный расход энергии на «настройку» снижает продуктивность труда.

Учебную и трудовую деятельность учащихся следует организовать таким образом, чтобы на протяжении рабочего дня была предусмотрена смена различных трудовых операций и учебных занятий. Расписание дневной и недельной нагрузки учащихся следует планировать таким образом, чтобы наиболее трудные и ответственные занятия и рабочие задания выполнялись ими в те часы и дни недели, когда работоспособность находится на высоком уровне.

Выполнение приведённых физиолого-гигиенических рекомендаций позволит предупредить раннее появление утомления у учащихся.

Нельзя недооценивать и правильного чередования труда и отдыха. Утомленный организм требует определённой разрядки, отдыха. Отдых складывается из двух периодов: первый - период восстановления снизившейся работоспособности, второй - период упрочения достигнутого состояния. Если человек принимается за дело до того, как наступает второй период, то существенного облегчения в последующей работе он не почувствует; и наоборот, работа пойдёт легко, если она начата во второй период отдыха. Следовательно, для продуктивной работы учащихся большое значение имеет установление времени, необходимого и достаточного для отдыха.

Желательно, чтобы отдых был активный. Исследования И.М. Сеченова в области физиологии трудовых процессов показали, что работоспособность утомлённой руки восстанавливается значительно быстрее, если (пока она находится в покое) работает другая рука, ранее бездействовавшая. Этими исследованиями было показано благотворное влияние активного отдыха на восстановление работоспособности, сущность которого состоит в том, что происходит зарядка нервных центров энергией вследствие беспрерывного поступления импульсов возбуждения от работающих мышц.

Рациональная организация труда и отдыха обычно рассматривается прежде всего как мера борьбы с утомлением. Это означает, что перерыв в работе надо делать не тогда, когда уже работоспособность резко понизилась, а когда появились первые признаки утомления - таким путём осуществляется профилактика, предупреждение утомления. Более того, правильное распределение отдыха на протяжении учебного и трудового дня может не только ликвидировать снижение работоспособности, но и стимулировать дальнейшую работу.

Знание вышеуказанных моментов позволит более рационально, с учётом основных требований гигиены и физиологии, построить режим труда и отдыха молодёжи.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.