Профилактика утомляемости учащихся на уроке

профилактика утомляемости

Педагогам необходимо обращать внимание на специальную профилактику утомляемости учащихся на уроке.

Утомление, как известно, развивается под влиянием комплексного воздействия двух основных факторов: длительного статического напряжения (из-за необходимости поддерживать правильную рабочую позу) и непосредственно умственной деятельности.

Учебная работа менее утомительна, если соблюдается правильная рабочая поза: прямое положение корпуса, незначительный наклон головы (чтобы расстояние до учебного пособия или тетради было не менее 20 см); предплечья располагаются на столе, а локти выступают за край стола, что обеспечивает свободу перемещения рук во время записей; между грудью и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони; кроме опоры руками о стол, должна быть обеспечена опора в области поясницы о спинку сиденья и ногами о пол. Такая рабочая поза обеспечивает нормальное зрительное восприятие,свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует сохранению правильной осанки.

Длительное малоподвижное положение учащегося за рабочим столом неблагоприятно отражается на функционировании многих органов и систем организма подростка: дыхание становится менее глубоким, снижается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно головного мозга. В результате нарастает так называемое «двигательное беспокойство», снижается внимание, слабеет память, нарушается координация движений, увеличивается время на мыслительные операции. Появление «двигательного беспокойства» свидетельствует о наступлении начальной фазы утомления. Вторая фаза утомления выражается в появлении у учащихся вялости и сонливости.

Своевременное переключение учащихся на активный отдых во время урока существенно повышает их работоспособность. В таких случаях гигиенисты и физиологи рекомендуют сделать несколько физических упражнений за столами или в проходе между ними. Даже 2-3 мин, затраченные на физические упражнения во время занятий, значительно повышают эффективность усвоения учебного материала, стимулируют высшую нервную систему учащихся, а это, в свою очередь, повышает умственную работоспособность. Физкультпауза непременно должна содержать элемент эмоциональности.

Для физкультпауз рекомендуются упражнения:

1) на сгибание и разгибание позвоночника в шейном отделе - повороты головы вправо, влево, наклоны вперёд и назад с возвращением на счёт «два» в исходное положение; на сгибание и разгибание позвоночника в поясничном отделе - наклоны корпуса вправо, влево, вперёд и назад;

2) на координацию движений и внимание, состоящие из так называемых скользящих движений рук по корпусу с тихими хлопками над головой и по бёдрам.

Упражнения проводятся 5-6 раз на счёт 1-8, то в убыстряющемся, то в замедляющемся темпе. Во время физкультпауз учащимся рекомендуется глубоко и ритмично дышать через нос. Окна и фрамуги на это время следует открывать. Физкультпауза, состоящая из перечисленных выше упражнений, является хорошей разминкой для мышечной системы, благоприятно влияет на клетки коры головного мозга, снижая накопившееся утомление. На каком уроке и в какой момент проводить физкультпаузу, решает сам педагог. Гигиенисты рекомендуют делать такие паузы при первых признаках утомления, появляющихся обычно на 3-4 уроке.

Высокая работоспособность на протяжении учебного дня обеспечивается правильным чередованием труда и отдыха. За время отдыха ранее работавшие клетки коры головного мозга переходят в состояние торможения и восстанавливают сниженную работоспособность. В процессе отдыха различают две фазы: первая - восстановление работоспособности и вторая - сохранение достигнутого уровня работоспособности. Чтобы осуществить обе фазы, необходимы достаточная продолжительность и правильная организация отдыха.

Перемены между занятиями предоставляют организму учащихся отдых от напряжённой умственной работы и относительно неподвижного сидения за рабочим столом. Только правильно организованные перемены обеспечивают отдых, достаточный для восстановления их работоспособности. Под правильно организованным отдыхом понимается прежде всего «активный отдых», то есть подвижное состояние организма. Отдых между уроками потому и называют «переменами», что учащийся должен изменить вид деятельности, получить двигательную разрядку. Желательно проводить перемены на открытом воздухе.

Установлено, что для снятия утомления, накопившегося во время урока, организму учащихся необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин, поэтому недопустимо укорачивать перемены и по какой-либо причине задерживать учащихся после звонка. Кроме того, в укороченные перерывы не обеспечивается достаточное проветривание учебных помещений.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.