Рабочая поза

рабочая поза

Различные положения тела, которые человек вынужден сохранять в процессе работы, по-разному сказываются на напряжении мышц. По отношению к сидячему положению (если условно принять имеющееся при этом напряжение за 100%) напряжение мышц в прямой позе составляет 158%, в наклонном сидячем положении - 404%, в наклонно-согнутом стоячем положении - 975%. Таким образом, сидячая поза во время отдыха, после работ в указанных положениях, представляется наиболее рациональной, поскольку она создаёт условия для максимального расслабления мускулатуры и, как правило, сопровождается меньшими энергетическими тратами, более умеренной сердечной деятельностью.

Иное дело труд, связанный со статическим напряжением или динамической работой. Здесь, ограничение возможности изменения тела приводит к быстрому снижению работоспособности, что отражается на производительности труда.

С физиологической точки зрения, безотносительно к характеру выполняемой работы, наиболее благоприятной для организма является смена поз в процессе работы. Сидячая поза более благоприятна при статических работах с малыми усилиями, до 5 кгс. При усилиях до 10 кгс поза почти безразлична, а при работе с усилиями до 20 кгс рациональна только рабочая поза «стоя». Статическая работа с усилиями в 20 кгс в положении «сидя» сопровождается сильным стеснением грудной клетки и напряжением брюшной стенки, что ведёт к затруднению дыхания. В этих условиях быстро нарастает утомление и снижается работоспособность.

Соответствие производственного и учебного оборудования длине и пропорциям тела учащихся представляет главное условие, обеспечивающее возможность сохранить наименее утомительную рабочую позу и воспроизводить наиболее экономные движения.

Таким образом, на работоспособность учащихся во время производственного обучения существенное влияние оказывают следующие факторы: воздушно-тепловой режим, освещённость рабочих мест, шум и вибрация, концентрация пыли и вредных газов, статическая нагрузка, обусловленная рабочей позой. Нерациональная организация указанных факторов в период производственного обучения может привести к быстрому развитию утомления, к различным функциональным расстройствам, росту заболеваемости, а в отдельных случаях и к появлению начальных признаков профессиональных заболеваний. Поэтому необходимо создавать во время производственного обучения оптимальные условия внешней среды, а также ограничивать время пребывания учащихся в условиях воздействия повышенных концентраций и параметров производственных факторов.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.