Рациональная организация питания учащихся

регулярное питание

Наряду с рациональным режимом труда и отдыха не менее важное значение для обеспечения высокой работоспособности, сохранения и укрепления здоровья учащихся имеет полноценное и регулярное питание.

Организация питания учащихся подросткового и юношеского возраста имеет ряд специфических особенностей. Усиленный рост, двигательная активность, напряжённый умственный и физический труд во время обучения требуют от учащихся значительных энергетических затрат. В зависимости от характера суточной деятельности, сезона и климатических условий учащиеся затрачивают в среднем около 3-3,5 тыс. ккал. Восполнить эту затрату можно лишь при условии правильного питания, являющегося важнейшим условием нормального умственного и физического развития, повышения сопротивляемости к заболеваниям, улучшения работоспособности учащихся на протяжении всего периода обучения.

Пища подростков почти не отличается от пищи взрослых, но у них по сравнению со взрослыми в силу интенсивного обмена веществ потребность в ней более высокая. Исследования показывают, что дефицит питания вызывает отклонения в физиологической деятельности больших полушарий головного мозга, что ведёт к задержке интеллектуального развития. Пища необходима не только для восстановления затраченной энергии, она обеспечивает поступление веществ, за счёт которых происходит формирование новых клеток и тканей организма в связи с его продолжающимся ростом и развитием.

Пища представляет собой сочетание продуктов, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования к пище заключаются в том, чтобы она была:

  1. оптимальной в количественном отношении, то есть соответствовала энергетическим затратам организма
  2. полноценной в качественном отношении, то есть включала в себя все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), сбалансированные в наиболее благоприятных отношениях
  3. разнообразной и содержащей различные продукты животного и растительного происхождения
  4. доброкачественной и безвредной
  5. хорошо усвояемой, вызывающей аппетит и обладающей приятным вкусом, запахом и внешним видом

Как уже указывалось, полноценность пищи в количественном отношении состоит в том, что она должна полностью покрывать энергетические затраты организма. Общий расход энергии у человека слагается из трёх величин: основного обмена, повышения обмена при приёме пищи и повышения обмена при различной деятельности. Энерготраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи.

Основной обмен - это энергия, идущая на работу органов, обеспечивающих жизнь человека. Даже при относительном покое, во время сна, организм расходует энергию, необходимую для поддержания основных физиологических функций - работы сердца, лёгких, почек. Величина основного обмена зависит от многих факторов: пола, возраста, веса, роста. Значительное влияние на основной обмен оказывает деятельность центральной нервной системы, а также эндокринных желез. Величина основного обмена подвержена колебаниям в результате влияния климатических условий, образа жизни, питания. Повышение обмена при приёме пищи происходит в связи с процессом пищеварения. Приём белков, например, повышает основной обмен на 30-40%, жиров - на 3-14%, а углеводов - на 4-7%. Это явление называется специфическим динамическим действием пищи. При смешанной пище в течение суток основной обмен увеличивается на 10-15%. Повышение обмена при различной, и главным образом, мышечной деятельности, является определяющим в суточном расходе энергии. Чем интенсивнее физическая работа, тем выше энерготраты. Умственный труд вызывает меньшие затраты энергии.

В таблице представлены энерготраты организма при различных условиях. Энерготраты приведены в виде суммарных данных, включающих три величины: основной обмен, повышение обмена при приёме пищи и в результате работы.

Вид деятельности Энерготраты в 1 мин на 1 кг веса (ккал)
Работа:
столяра и металлиста
0,0571
каменщика 0,0952
тракториста 0,0320
сельскохозяйственных рабочих 0,1100
хозяйственно-бытовая 0,0573
стирка вручную 0,0511
Умственный труд:
в лаборатории, сидя (практические занятия)
0,0250
в лаборатории, стоя (практические занятия) 0,0360
Занятия в училище 0,0264
Личная гигиена 0,0290
Надевание и раздевание одежды, надевание и снятие обуви 0,0281
Приём пищи сидя 0,0236
Отдых:
стоя
0,0264
сидя 0,0229
лёжа (без сна) 0,0183
Уборка постели 0,0329
Сон 0,0155
Физические упражнения 0,0648
Ходьба:
110 шагов в мин
0,0680
6 км в 1 час 0,0714
Бег со скоростью:
8 км/ч
0,1357
10,8 км/ч 0,1780
Езда на велосипеде со скоростью 10-20 км/ч 0,1285
Правание со скоростью 50 м/мин 0,1700

Используя данные таблицы, с помощью хронометражно-табличного метода можно вычислить суточный расход энергии человека. Энергетическая ценность пищи вычисляется по меню-раскладке. При этом получают величину нетто-калорийности пищи (усвояемая калорийность). Сравнив величины расхода суточной энергии и калорийности суточного рациона, можно оценить количественную полноценность пищи.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.