Рациональная организация внеучебного времени учащихся

внеучебное время

Рационально организованный распорядок внеучебного времени учащихся является неотъемлемой частью всей системы их обучения и воспитания. Проблема эта сегодня, как никогда, привлекает к себе внимание социологов, психологов, врачей, физиологов, педагогов. Это связано, в первую очередь, с большой учебной и производственной нагрузкой, а также с той важной ролью, которую играет рациональная организация свободного времени в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма, во всестороннем развитии и формировании личности учащихся.

Значительная учебная и производственная нагрузка, а также большой объем домашних заданий в средних специальных учебных заведениях приводят к сокращению времени пребывания учащихся на открытом воздухе и нарушению других не менее важных элементов режима.

Особую остроту при этом приобретают вопросы, связанные с рациональной организацией отдыха, способствующего восстановлению утраченной за время учебнопроизводственных занятий работоспособности и сохранению высокого уровня функционального состояния как на протяжении дня, так и всего периода обучения.

Особое место при рациональной организации свободного времени учащихся принадлежит активному отдыху, так как переключение деятельности в процессе труда с одних мышечных групп на другие, с одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности. Прогулки, полезный труд на воздухе, игра в футбол, ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия в спортивных секциях благоприятно сказываются на работоспособности, снимают утомление после учебного и трудового дня.

Социологические исследования, проведённые среди молодёжи, касающиеся изучения внеучебного времени учащихся, показали, что свободное время, включая пребывание на свежем воздухе, составляло в среднем у юношей всего лишь 3,5-4 ч, а у девушек 2,5-3,8 ч: девушки, как правило, уделяли больше внимания работе по дому.

Следует отметить, что у учащихся в досуге преобладали в основном статические виды деятельности: прослушивание радио, просмотр телевизионных передач, чтение, посещение кино (65-85%). Более 60% учащихся назвали своим любимым занятием просмотр телевизионных передач. Время пребывания на открытом воздухе и занятий спортом у большинства учащихся было незначительным. Как мы видим, пассивные формы отдыха у учащихся вытесняют активный отдых на открытом воздухе, занятия спортом, что способствует развитию гиподинамии - снижению двигательной активности, отрицательно влияющей на молодой, развивающийся организм.

Исследования гигиенистов также показали, что нередко время, предназначенное для отдыха, отводилось на занятия, которые по своему характеру напоминали учебную деятельность подростков (беседы, собрания, лекции, просмотр кинофильмов, интернет, занятия в кружках), то есть фактически являлись его продолжением. При такой организации досуга «в работу» включаются опять те же анализаторы, те же клетки коры головного мозга, что и во время учебных занятий. Такие занятия не являются отдыхом, так как не снимают утомления, наступившего во время учёбы, и не восстанавливают утраченную работоспособность. Поэтому к началу приготовления домашних заданий учащиеся приступают неотдохнувшими, с худшими физиологическими показателями, чем это было после занятий.

В суточном ритме деятельности организма человека вечерние часы являются периодом спада физиологических функций. Это время (после приготовления домашних заданий) может быть использовано учащимися для просмотра телевизионных передач, посещения театров и кинотеатров, концертов, чтения литературы, занятий в кружках и секциях.

Продолжительность любого мероприятия должна быть строго регламентирована с точным определением его места в расписании дня и недели. Так, занятия в технических, художественных и других кружках необходимо проводить не чаще двух раз в неделю. Причём продолжительность непрерывного занятия в кружках должна составлять 45-50 мин, затем устраивается перерыв 10-15 мин. Во избежание перегрузки учащиеся не должны заниматься более чем в двух кружках. По возможности внеучебные мероприятия-занятия в кружках и секциях необходимо проводить на открытом воздухе. При проведении этих занятий в закрытых помещениях, их следует регулярно проветривать.

Значительное число учащихся любит проводить время за книгой. Любовь к книге следует всемерно поощрять, однако чтение художественной и научно-популярной литературы необходимо до известных пределов ограничивать, так как оно нередко существенно увеличивает и до того уже значительную умственную нагрузку учащихся. Как долго можно читать подросткам и юношам? Исследования показали, что непрерывное чтение продолжительностью до двух часов не вызывает заметного утомления. При более длительном чтении даже интересных, увлекательных книг появляется усталость.

Просмотр телевизионных передач стал массовым явлением, так как телевизоры имеются почти в каждой семье и в общежитиях. Учащиеся любят смотреть телепередачи и нередко просиживают у телевизоров многие часы. Исследованиями гигиенистов установлено, что более одной трети всей молодёжи смотрят телепередачи почти ежедневно, при этом продолжительность просмотра достигает нередко 3-4 ч в день.

Основные факторы, определяющие воздействие телепередач на молодой организм, следующие: длительность передачи и ее характер, условия, в которых происходит просмотр телевизионной передачи (расстояние до экрана, его величина, качество изображения, освещение); общее состояние организма учащегося до начала просмотра.

Для юношей и подростков установлена максимальная продолжительность просмотра телепередач и кинофильмов, равная двум часам, в противном случае они представляют значительную нагрузку на нервную систему, органы зрения и слуха. Не рекомендуется засиживаться у телевизора до того момента, когда пора идти спать. Перед сном мозг должен быть свободен от сильных впечатлений. Ночной сон является необходимым условием нормальной деятельности нервной системы и всего организма человека.

Расстояние до экрана должно быть не менее 2 и не более 5 м. Для устранения контраста между освещённым экраном и окружающей темнотой в «телевизионных» комнатах следует устанавливать слабый источник света. При просмотре телевизионных передач особое внимание должно обращаться на качество изображения, которое должно быть чётким и достаточно светлым.

Несколько слов о режиме воскресного дня учащихся. Изучение режима дня показало, что в будни большинство из них систематически недосыпают. Выходной день должен компенсировать тот дефицит сна, который создаётся за учебную неделю. Следовательно, в этот день учащиеся могут позднее вставать - примерно в девять часов. И второе необходимое условие: в выходные дни учащихся нужно полностью освободить от подготовки учебных занятий. Основной принцип организации воскресного дня - создание условий для активного отдыха на свежем воздухе.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что соблюдение перечисленных выше рекомендаций по рациональной организации внеучебного времени учащихся - залог их оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.