Как организовать отдых и сохранить работоспособность

отдых учащихся

Как следует организовать отдых учащихся?

Перерывы следует проводить на открытом воздухе или в хорошо проветренных рекреационных помещениях с учётом предшествующей деятельности. Во время теоретических занятий учащиеся продолжительное время находятся без движения. При этом, как уже говорилось, дыхание бывает поверхностным, кровь получает меньше кислорода и поэтому с течением времени мозг все больше ощущает его недостаток.

Лёгкие дыхательные упражнения во время коротких пауз (3-5 мин) быстро восполняют дефицит кислорода. Активный отдых во время перерывов, выполнение гимнастических упражнений на протяжении всего дня сохраняют высокую работоспособность и предотвращают раннее утомление.

Большое значение для сохранения работоспособности, как уже говорилось выше, имеет организация правильных гигиенических условий, достаточной освещённости, вентиляции в основных помещениях, удобное устройство рабочих мест, правильность поз.

Для сохранения высокой работоспособности чрезвычайно важен ночной отдых. Сон - это не пассивное состояние организма, а активный процесс, в течение которого происходит накопление энергии, расходуемой во время бодрствования. Исследования коры головного мозга, проведённые акад. А.В. Палладиным, показали, что во сне происходит восстановительный синтез нуклеиновых кислот, полисахаридов аденозинтрифосфорной кислоты и других важных для жизненных функций веществ. Во время сна деятельность организма замедляется, мышцы расслабляются, кровяное давление снижается, уменьшается газообмен - все это создаёт благоприятные условия для восстановления работоспособности отдельных органов и систем организма в целом, снизившейся в период бодрствования. Ложиться спать и вставать нужно всегда в одно и то же время, лишь незначительно варьируя в зависимости от времени года. Перед сном полезны прогулки на свежем воздухе в течение 1-2 ч. Продолжительность сна для молодёжи должна быть не менее 8-9 ч. Исследования показали, что продолжительный сон лучше восстанавливает утраченную бодрость.

Важное место в системе профессиональной подготовки учащихся принадлежит правильной организации домашних учебных занятий, вырабатывающих и закрепляющих у них навыки самостоятельного труда, способствующих развитию настойчивости и трудолюбия. Исследования работоспособности учащихся во время самостоятельной учебной подготовки показали, что продолжительность ее не должна превышать 3 ч. Более длительная самостоятельная подготовка проходит обычно в состоянии накопившегося утомления, при значительно сниженной работоспособности. Прежде всего следует установить твёрдое время начала самостоятельных занятий. У учащихся, привыкших приступать к выполнению домашних заданий в одни и те же часы, к этому времени появляется готовность всего организма к напряжённой умственной работе, им не приходится долго «врабатываться», занятия проходят быстрей и успешнее.

На успешное выполнение домашних учебных заданий, на состояние работоспособности учащихся могут неблагоприятно влиять многие причины. В душной, излишне тёплой комнате, да ещё при постороннем шуме, который создаёт включенный радиоприёмник или телевизор, усталость наступает быстрее. Поэтому перед началом занятий необходимо хорошо проветрить комнату и устранить по возможности все, что может отвлекать и мешать умственной работе. Следует учитывать, что производительность труда учащихся выше в том помещении и той окружающей обстановке, где он занимается постоянно. В этом случае на окружающую обстановку вырабатываются условные рефлексы, которые способствуют лучшей концентрации внимания и более рациональному расходованию энергии. Привычка и удобная обстановка, уже сама как бы настраивает на рабочий лад.

Большое значение имеет правильная организация рабочего места. Во время вечерних занятий целесообразно, кроме общего освещения комнаты - светильника (люстры), включать местное освещение - настольную лампу мощностью 60-75 Вт. Существенное значение имеет расположение источника света. Если он находится справа или сзади, тени будут падать на бумагу и мешать письму; если поставить лампу перед собой, она будет слепить глаза. Поэтому лучше всего настольную лампу ставить слева и несколько спереди. Чтобы избежать прямого попадания света в глаза, на лампе обязательно должен быть защитный абажур. Установлено, что наклонное положение читаемой книги создаёт лучшие условия для зрительной работы. В домашних условиях наклонное положение книге можно придать с помощью специальной подставки, которую очень просто сделать самим, или подложить под дальний край книги 1-2 толстых тетради или другую книгу. Наклон читаемой книги не следует делать больше 45°.

Одним из основных условий при домашней подготовке учебных заданий является умение работать интенсивно, с полной отдачей сил.

Подготовка к экзаменам - очень напряжённый и ответственный период. И от того, насколько правильно организован в это время режим занятий, во многом зависит успешная их сдача. В этот период меняется прежний, ставший уже привычным порядок учебных занятий, так как теперь они будут проходить в иных условиях. Резкое нарушение привычных условий режима требует дополнительных затрат энергии, что в свою очередь может существенно снизить работоспособность молодого организма. Поэтому очень важно по возможности стремиться к тому, чтобы изменения в режиме были незначительными, а сам режим подготовки к экзаменам был близок к тому, который был в процессе учебных занятий.

После подъёма (7-7.30) следует обязательно отвести 10-15 мин утренней гимнастике, которая поможет быстрей ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, ускорит переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние высокой работоспособности, а это в свою очередь значительно увеличит время наиболее продуктивной работы. Позавтракав, необходимо сразу же приступать к занятиям (примерно в 8.00-8.30).

У одних учащихся с первых же минут работы устанавливается достаточно высокая продуктивность умственного труда. В процессе занятий их работоспособность постепенно снижается. Поэтому им рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а затем переходить к повторению более лёгких вопросов. У других - в начале рабочего дня обычно ощущается вялость, заторможенность. В процессе занятий это состояние проходит и постепенно умственная деятельность достигает наибольшей продуктивности. В этом случае, наоборот, необходимо идти от простого к сложному, от более лёгких вопросов к более трудным.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.