Рациональная организация учебных занятий

организация занятий

Подростковый и юношеский периоды развития человека характеризуются активными морфологическими и функциональными перестройками организма и дальнейшим совершенствованием личности, которые, в первую очередь, необходимо учитывать при создании благоприятных условий обучения.

Эффективность учебно-воспитательного процесса и умственная работоспособность учащихся во многом зависят от учёта гигиенических рекомендаций при организации занятий в течение дня, недели и всего учебного года. Современные требования к организации урока прежде всего предусматривают: рациональные чередование и продолжительность различных видов деятельности, нормирование объёма учебного материала для восприятия, целесообразную структуру урока, правильный темп работы, применение технических средств обучения (ТСО), учёт индивидуальных особенностей учащихся, создание оптимальных условий внешней среды в учебных помещениях.

Перед началом урока рекомендуется проветрить учебные помещения, так как при недостатке кислорода клетки головного мозга в функциональном отношении быстро истощаются, впадая в тормозное состояние, вследствие чего работоспособность учащихся существенно снижается.

Начало урока - звонок, приветствие преподавателя - создают определённый очаг возбуждения в коре головного мозга учащихся и готовность к дальнейшей напряжённой умственной работе. Изо дня в день закрепляется такой строго определённый порядок, что помогает учащимся быстрее настраиваться на рабочий ритм.

Войдя в кабинет после звонка, преподаватель не должен начинать занятия до тех пор, пока учащиеся не успокоились и у них не возникло устойчивое внимание. Ещё известный педагог Я. Коменский установил правило: «Говорить только для слушающих, обучать только при наличии у учащихся внимания». Это правило не устарело и в наше время. Краткий организационный момент, как правило, бывает достаточным, чтобы учащиеся успокоились. Когда они успокоились и внимательно смотрят на педагога, это значит, что наступил благоприятный момент для начала занятия. В это время следует сообщить тему и цель урока и быстро приступить к ее осуществлению. Такое начало занятия мобилизует внимание учащихся.

Исследования физиологов и гигиенистов показали, что в динамике работоспособности учащихся в течение урока отмечаются определённые периоды: 1) врабатывания (переход организма от состояния относительного покоя на рабочий уровень); 2) оптимальной работоспособности; 3) снижения работоспособности (из-за утомления). Длительность каждого периода различна и зависит от вида и характера деятельности, состояния здоровья учащихся и других причин.

В начале урока у учащихся происходит перестройка всей деятельности организма. Поскольку период врабатывания относительно короток, урок необходимо начинать сразу с учебных дел: не следует долго заниматься разбором вопросов, непосредственно не относящихся к обучению (например об отсутствующих), так как в этих случаях сокращается период их оптимальной работоспособности, нарушается темп работы. Если преподаватель начинает урок вяло, без должного эмоционального подъёма, то учащиеся начинают скучать, отвлекаться и наконец совсем перестают слушать преподавателя. Напряжённое начало урока и слишком быстрый темп оказываются чересчур сильными раздражителями для нервной системы учащихся; они не справляются с быстро меняющимися требованиями педагога - быстрее накапливается утомление. В обоих случаях учебная активность большинства учащихся падает, и продуктивность занятий оказывается низкой.

Период наиболее продуктивной умственной деятельности учащихся - среднюю треть урока - рациональнее использовать для самой ответственной и трудной части занятия - для изложения нового материала. Последняя треть занятий, даже оживлённая физкультпаузой, все же менее продуктивна, чем две первые; поэтому ее лучше использовать для проверки и закрепления уже пройденного материала.

Затягивание одной части урока за счёт сокращения другой создаёт неравномерное напряжение в работе учащихся, что нерационально. Гигиенически целесообразно в последнюю, заключительную часть урока несколько снизить напряжение внимания учащихся. Составляя план занятия, следует непременно оставлять несколько минут для объяснения домашнего задания и проверки, достаточно ли оно понятно всем учащимся. Давать объяснения после звонка - нецелесообразно, так как внимание учащихся в это время уже переключается на перемену.

В процессе занятий необходимо постоянно поддерживать умственную активность учащихся. Для этого нужно ставить заранее продуманные вопросы, выполнять на уроке соответствующие упражнения, отводить время для самостоятельной работы учащихся над различного рода заданиями. Умственная активность учащихся зависит также от материала самого урока: слишком лёгкий или чрезмерно трудный материал не вызывает умственной активности. Только материал, связанный с имеющимися у учащихся знаниями и требующий напряжённого внимания, вызывает умственную активность. Если в течение всего занятия учащиеся заняты делом, требующим внимания и сосредоточенности, а преподаватель оценивает и контролирует их труд, они будут активны и внимательны на протяжении всего урока. Если же мысль учащихся бездействует, им становится скучно, они отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».