Методы преподавания на уроке

методы преподавания

В средних специальных учебных заведениях основным способом передачи учебной информации является словесно-логический, позволяющий выразить сущность темы в обобщённой форме.

Физиологическим обоснованием необходимости применения наглядности в процессе обучения является учение И.П. Павлова об анализаторах и двух сигнальных системах, являющихся основой человеческого мышления. Анализаторы (слуховой, зрительный, осязательный) обеспечивают связь головного мозга с внешним миром, получение более полного и точного представления об изучаемых предметах и явлениях. Согласно учению Павлова, функция первой сигнальной системы состоит в чувственном отражении внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Функция второй сигнальной системы - анализ и синтез действительности, отражение ее в форме понятий и обобщений, выражаемых словами. И.П. Павлов подчёркивал, что вторая сигнальная система - это «...орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». Но она действует через первую сигнальную систему и в связи с ней. Чем богаче круг представлений, сформировавшихся у человека путём непосредственного восприятия действительности, тем содержательнее и продуктивнее его абстрактное мышление. Слово, не подкреплённое наблюдениями, перестаёт быть средством мышления. Таблицы, схемы, карты, рисунки, картины, муляжи, магнитофонные записи, радиопередачи, умело использованные на уроке, всегда привлекают внимание, вызывают интерес. Демонстрация опытов, проведение несложных экспериментов самими учащимися активизируют их мысль и внимание.

Во время занятий у учащихся активно работают различные анализаторы (слуховой, зрительный, обонятельный), центры которых находятся в разных отделах коры головного мозга. Как правило, в процессе уроков более интенсивно используется слуховой анализатор, слабее - зрительный. Мало работают осязательный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Между тем установлено, что новый материал учащимися усваивается лучше, если при восприятии его работают сразу несколько анализаторов. При чередовании видов учебной деятельности меняется характер раздражения, возбуждаются различные анализаторы, а следовательно, разные участки коры головного мозга, предоставляя возможность торможения (отдыха) функционировавшим ранее клеткам, увеличивают время оптимальной умственной работоспособности учащихся. Поэтому, если на уроке используются разнообразные наглядные пособия и проводятся опыты, процесс усвоения учебного материала проходит при участии сразу нескольких анализаторов, что создаёт условия для более продуктивной деятельности коры головного мозга, а это, в свою очередь, улучшает усвоение и закрепление изучаемого материала. Без практических и лабораторных работ, без использования различных наглядных пособий, без наблюдения изучаемых явлений в отрыве от живой и неживой природы, техники, практики, жизни эти предметы усваиваются учащимися с большим трудом и без всякого интереса.

Как уже отмечалось, важную роль в обучении играют зрительные и слуховые восприятия, так как через эти два канала человек получает почти всю необходимую ему информацию. Центральное место в восприятии учебного материала следует отводить зрительным процессам. Зрительный анализатор, связанный с корой больших полушарий головного мозга миллионами нервных волокон, является каналом связи с наибольшей пропускной способностью. Так, если пропускная способность системы «ухо-мозг» составляет 50 тысяч бит/с, то системы «глаз-мозг» - 5 миллионов бит/с. Таким образом, пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше, чем слухового. Около 90% всех сведений об окружающем мире человек получает через зрение. В настоящее время многие учёные видят выход из возникшего противоречия между быстрым ростом объёма учебной информации и возможностью ее усвоения в усилении наглядности, схематизации, переходе к моделированию явлений и процессов природы, общественной жизни, человеческого мышления как дальнейшему развитию приёмов, облегчающих процесс познания. Они считают, что в языке будущего элемент наглядности будет значительно усилен.

Методы преподавания на уроке оказывают существенное влияние на работоспособность учащихся, а следовательно, и на усвоение ими учебного материала. Очень важны форма обращения педагога, тональность и высота его голоса, эмоциональность изложения. Преподавателям следует тщательно подбирать слова и выражения, находить верный тон. Монотонная речь педагога и излишние разъяснения вызывают торможение в коре головного мозга, в результате появляются вялость и скука. Чёткий и достаточно громкий голос привлекает внимание и служит раздражителем, вызывающим оптимальную возбудимость клеток коры больших полушарий головного мозга. Слишком громкая или слишком быстрая речь, как и повышенный в течение всего урока тон педагога, является раздражителем, вызывающим быстрое утомление учащихся, снять которое позволяет тихий и спокойный голос преподавателя. В результате будет достигнуто необходимое в этот момент внешнее торможение - учащиеся успокаиваются.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.