Развитие памяти и системы запоминания

развитие памяти

Трудно себе представить человека, который бы не любил читать. В пожилом возрасте для чтения высвобождается, как правило, больше времени. И обычно люди почтенного возраста предпочитают знакомиться с литературой (особенно художественной) лежа. Этого следует избегать, поскольку такой способ чтения оказывает вредное воздействие не только на зрение, но и на память. В положении лежа головной мозг недостаточно снабжается кровью, что отрицательно сказывается на запоминании.

Хорошему усвоению и запоминанию прочитанного способствует целенаправленное, активное внимание, что также необходимо учитывать.

Кроме того, не следует загромождать память той информацией, которую нетрудно получить из справочников, энциклопедий и других источников подобного рода.

Целесообразно также пожилым людям завести записную книжку, в которую ежедневно надо заносить план всех текущих дел с последующей проверкой их выполнения.

Все перечисленные меры не только дают возможность активно и плодотворно трудиться, но и способствуют сохранению хорошей памяти.

Память не есть нечто неизменное, однажды данное человеку. На протяжении всей жизни она подвергается различным изменениям: совершенствуется или снижается. Процесс этот во многом зависит от самого человека.

До сих пор еще бытует мнение, что память к старости должна обязательно ухудшаться. Когда человеку преклонного возраста удается воспроизвести какой-либо давний факт или событие, то это, как правило, вызывает удивление у окружающих. На самом же деле ничего удивительного здесь нет и быть не должно. Совершенно неверным является мнение, что старость неизбежно вызывает снижение памяти. В норме у пожилых она обладает теми же свойствами, что и у людей молодого и среднего возраста.

Учитывая, что память зависит от состояния головного мозга - обмена веществ в его клетках, снабжения их кислородом, хочется дать несколько частных советов. В первую очередь следует обращать внимание на общегигиенические мероприятия. Полезно регулярно выполнять комплекс утренней гимнастики, систематически совершать (желательно по нескольку раз в день) прогулки на свежем воздухе, рационально распределять умственную и физическую нагрузку.

В позднем возрасте следует обратить внимание и на состав принимаемой пищи, отдавая предпочтение блюдам, улучшающим память. Известно, например, что такие продукты питания, как соевые бобы и печень, превращаются в головном мозге в ацетилхолин, являющийся ускорителем передачи нервных импульсов и активным стимулятором умственной деятельности. В общем-то идея о том, что существуют питательные вещества, стимулирующие память, не является новой. Ведь давно известно, что, например, систематическое пьянство вызывает ухудшение памяти. Под воздействием алкоголя в головном мозге нарушаются окислительно-восстановительные процессы. Главное же заключается в том, что алкоголь снижает способность мозга производить белки - вещества, выполняющие функцию «строительных блоков» нейронов (клеток, участвующих в передаче нервных импульсов) и обеспечивающие процесс удержания в головном мозге получаемой им информации.

Известный американский психобиолог Дж. Макгаух несколько лет назад провел широкие эксперименты с усиливающими память препаратами. Полученные им результаты представляют большой интерес. Оказалось, что наступающие у человека такие изменения эмоционального фона, как испуг или же, напротив, чрезвычайно приподнятое настроение, могут создавать точно такой же эффект обострения памяти, как и вышеуказанные препараты. Определенная доля стресса, как считает Дж. Макгаух, может улучшить память, поскольку при этом организм вырабатывает специальные стимуляторы мозга.

В то время как физиологи - исследователи деятельности головного мозга - пытаются воздействовать на функцию памяти посредством различных веществ, другие ученые, занимающиеся изучением поведения человека, изыскивают способы улучшения памяти с помощью иных методов. Они предлагают свои образные аналоги памяти. По их мнению, память подобна мышцам, и для того, чтобы она сохраняла свой тонус, ее нужно постоянно тренировать. Память напоминает также библиотеку. Нет никакого смысла иметь книги, если вы не можете при надобности одну из них отыскать. Однако воспоминания можно как бы «ксероксировать» и хранить их в мозге под разными «рубриками», облегчающими их отыскание.

Чтобы выработать у себя те или иные способы запоминания, нужно установить, какой тип памяти у вас преобладает. Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип). При работе над совершенствованием памяти лучше тренировать не ту способность, которая уже развита, а другую. Например, хорошо запоминающим прочитанное нужно одновременно приучить себя воспринимать материал на слух. В результате память будет развиваться всесторонне, что является наиболее рациональным.

В любом материале, который вам предстоит заучить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при заучивании - важные условия стойкого запечатления полученной информации. Запоминанию перечня наименований помогает распределение их по категориям (отправляющемуся за покупками по поручению жены мужу следует по отдельности запоминать овощи, мясные и молочные продукты).

Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы для запоминания длинных речей сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть выступления ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т.д. В последние годы было изобретено много новых систем запоминания (они именуются мнемоническими приемами, а также в зависимости от жаргона своих изобретателей названы «крючками», «колышками», «цепями», «звеньями» или «замками»), которые призваны помогать человеку извлекать из памяти имена, номера, фразы или события.

Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях, на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что очень важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что попросту означает осмысливание вашего первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (толстый приплюснутый нос, бородавку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в смешном словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удержится в памяти.

Многие психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст как таковой. Если вас какое-то событие обрадовало или огорчило, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе наводят на размышления. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить всевозможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и легкому восстановлению в будущем.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.