Транспортировка и хранение продуктов

транспортировка продуктов

Лечебные учреждения получают продукты с продовольственных баз в централизованном порядке согласно договору, заключенному между поставщиком (базой) и потребителем (лечебным учреждением). Лечебное учреждение ежемесячно подает на базу график завоза продуктов с указанием даты завоза, наименования и количества продуктов, исходя из месячной потребности. График завоза продуктов составляют с учетом наличия нормативных запасов продуктов на складах, а именно: мяса на 3 дня, рыбы на 3 дня, жиров животных на 7 дней, жиров растительных на 10 дней, крупы на 10 дней, яиц на 4 дня, сахара на 10 дней, овощей на 15 дней, картофеля на 20 дней. Молочные продукты и хлеб завозят ежедневно.

Базы доставляют продукты в упакованном виде, в запломбированной таре и сопровождают накладной, в которой указан вес, сорт, цена и стоимость доставляемых продуктов и также тары, ее количество и цена за каждую единицу.

При отсутствии централизованного снабжения для доставки продуктов должна быть выделена специальная автомашина, а также специальная тара с соответствующей маркировкой. При приеме продуктов кладовщик склада обязан проверить состояние тары, упаковки, количество продуктов по весу и счету, а также их качество. При наличии сомнительных по качеству продуктов кладовщик должен показать эти продукты врачу-диетологу, заведующему производством или диетсестре, которые дают соответствующее заключение о приеме их на склад. При установлении недоброкачественности продуктов составляют акт и продукт возвращают поставщику.

Для правильного хранения продуктов оборудуют складские помещения. Каждый вид продуктов следует хранить в соответствии с установленными санитарными правилами и сроками хранения. По условиям хранения пищевые продукты делят на группы:

1) сухие (крупа, мука, сахар, печенье, хлеб)

2) молочно-жировые и гастрономические (молоко, творог, масло, сыр, колбаса, икра, сосиски)

3) мясо-рыбные (мясо, птица, рыба, субпродукты)

4) овощи и зелень

Складские помещения делят на два вида - охлаждаемые и неохлаждаемые. Охлаждаемая группа помещений предназначена для хранения скоропортящихся продуктов и состоит из холодильных камер с фреоновым охлаждением. Минимальное число камер - не менее двух: мясо-рыбная и молочно-гастрономическая. В крупных пищеблоках необходимо иметь четыре холодильные камеры: мясную, рыбную, молочно-гастрономическую, для фруктов и зелени. Продукты в холодильных камерах хранят на стеллажах или подтоварниках с расстоянием от стен 25 см и от пола 20 см, что обеспечивает циркуляцию воздуха и облегчает уборку. Мясо и крупные экземпляры осетровых рыб хранят в подвешенном состоянии. Молочные продукты хранят в той таре, в которой они прибыли с баз. Гастрономические товары (сыр, колбаса, ветчина) хранят на полках в лотках или противнях. Фрукты хранят в ящиках, установленных па подтоварники; зелень (салат, укроп) хранят в таре, в которой она поступает с баз. Во всех холодильных камерах должны висеть термометры для определения температуры воздуха.

Неохлаждаемая группа помещений предназначена для хранения нескоропортящихся продуктов: бакалейных товаров, хлеба и хлебобулочных изделий, овощей, консервированных и соленых продуктов. В небольших больницах эти группы помещений можно объединить в два помещения: для сухих продуктов и для овощей. Все неохлаждаемые помещения надо хорошо проветривать естественным и искусственным способом. Складские помещения для бакалейных товаров следует оборудовать деревянными ларями, стеллажами и подтоварниками. Хлеб и хлебобулочные изделия следует хранить в деревянных шкафах с отверстиями в дверках для циркуляции воздуха.

Картофель и корнеплоды хранят в закромах и ящиках. Овощи следует хранить в подвальном помещении, т.е. без света, так как свет способствует разрушению витаминов и накоплению в картофеле соланина (ядовитого вещества).



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.