Организация времени школьников

организация времени школьников

Особо хочется сказать об организации труда школьников, ведь наше отношение к работе, умение ее организовать закладываются с детства.

«Больше всего необходимо, чтобы для воспитания сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность», - писал К.Д. Уиганский.

«Современные школьники очень загружены, рабочий день у них подчас бывает длиннее, чем у взрослых. За последние годы учебная программа существенно изменилась. Требования к учащимся, несомненно, возросли. Но ведь и дети в современных условиях стали иными - они получают широкую и разнообразную информацию по радио, телевидению, интернету, читают газеты, журналы. Это, конечно, очень помогает в учёбе.

Но как бы ни были развиты и информированы ребята, без систематической и достаточно напряжённой работы над учебным материалом хорошо успевать невозможно. К сожалению, не все школьники это понимают и, может быть, именно в силу более широкой общей осведомлённости иногда начинают думать, что школьную премудрость удастся освоить легко, с ходу, что незачем особенно стараться.

Если при массовых обследованиях, проводившихся 15-20 лет назад, ученики, нерегулярно выполняющие задания, выявлялись с 4-5-го классов, то обследование больших групп школьников, проведённое в последние годы, показало, что уже в третьем классе около 13 процентов детей готовят уроки не всегда и не по всем предметам. В последующих классах число таких школьников увеличивается до 25-30 процентов. Правда, в 8-10-х классах, когда большая часть ребят начинает уже сознательнее относиться к учёбе, число их снова сокращается, но все равно остаётся значительным.

У многих школьников уже с младших классов формируется привычка заниматься нерегулярно. Преподаватели часто видят такую картину: сидя на уроке географии, ученик решает (а чаще списывает у товарища) задачи по алгебре, на уроке алгебры просматривает материал по литературе, а на уроке литературы листает учебник физики.

Время как будто сэкономлено. В действительности же оно самым неразумным образом растрачено. Ведь результат этой бурной деятельности в конечном счёте таков: не усвоен, упущен материал по одним предметам (когда присутствовал на уроке, но не слушал) и плохо, поверхностно выполнены задания по другим. Значит, чтобы дома разобраться и усвоить весь учебный материал, прорабатывавшийся в этот день в классе, придётся потратить гораздо больше времени. А если такой день не исключение, если их было много, пробелы в знаниях растут, как снежный ком, и раньше или позже становятся неизбежными дополнительные занятия, недосыпание, переутомление. Многие и сидят допоздна за книгами. Но дело в том, что между этим «сидением» и сосредоточенными занятиями не всегда можно поставить знак равенства. И мешают этому причины, которые можно объединить общим термином - неорганизованность.

Известно, что в определённые часы дня уровень работоспособности человека бывает разным. Поэтому для учебных занятий надо использовать часы, характеризующиеся высоким уровнем работоспособности. Тогда и результат будет лучше и времени на выполнение задания уйдёт меньше.

Нельзя приступать к приготовлению уроков сразу после прихода из школы, нельзя и откладывать работу на вечер. Лучшее время садиться за уроки - 16 часов. А до этого надо пообедать, немного погулять, помочь родителям в домашних делах.

Тем, кто учится во вторую смену, рекомендуем готовить уроки с 8.30-9 часов. Тогда останется время на обед и отдых перед занятиями в школе.

Многие школьники, сидя за уроками, включают радио, магнитофон, даже телевизор. Как бы ни старались они убедить самих себя и родителей, что это им не мешает, поверьте, работа в таких условиях менее продуктивна. Особенно отвлекают радио и телевизор: волей-неволей дети прислушиваются к тому, что говорят, поглядывают на экран.

А взять такое простое дело, как подготовка рабочего места. Мало ли драгоценных минут уходит на поиски запропастившейся куда-то линейки, тетради, нужной книги?

Неумение работать, буквально пожирая время школьников, не оставляет им возможности отдыхать. Как показало изучение режима дня ребят, примерно половина из них бывает на воздухе лишь по дороге в школу, в магазин. Но и у остальных прогулки весьма ограничены: у восьмиклассников в среднем около часа, у десятиклассников и того меньше - 40 минут.

Значительно больше, до 2-3 часов в день, уделяется чтению и просмотру телепередач и интернета. Против чтения трудно возразить. Телепередачи и интернет, конечно, тоже нужны, они несут знания, доставляют удовольствие. Но, на наш взгляд, они дают меньше, чем общение с живой природой, людьми, книгой. Кроме того, долгое сидение у экрана повышает и без того немалую нагрузку на зрение, продлевает статическое напряжение мышечной системы. Смотреть передачи советуем не чаще чем два-три раза в неделю, заранее знакомясь с программой и отбирая наиболее интересное.

Печально, что от класса к классу уменьшается число школьников, занимающихся спортом, музыкой, посещающих различные кружки. Среди десятиклассников московских школ лишь около 8 процентов занимаются спортом, 10 процентов - музыкой и всего 6 процентов - в различных кружках.

Объяснение, казалось бы, напрашивается само собой - некогда! Но почему же тогда в Эстонии 25-30 процентов десятиклассников находят время для подобных занятий? Ведь программа везде одинакова и успеваемость там не ниже.

Дело, видимо, в хорошей организации учебного процесса, во внимании, уделяемом внеклассной работе среди старшеклассников. Есть, наверное, и другие причины, но для нас сейчас важен факт: можно, значит, найти свободное время и посвятить его интересным, увлекательным делам!

Между прочим, многие ребята, которые охотно жалуются на перегрузку, подчас не могут вспомнить, куда у них ушёл день, чем они были заняты. Таким плохим ценителям времени можно посоветовать хотя бы в течение нескольких дней провести хронометраж с часами в руках: проследить и записать, чем занимался с утра (как только встал) и до вечера (пока лёг спать). Так легче будет обнаружить «утечку» времени, дисциплинировать себя.

Давно установлена зависимость между работоспособностью и организацией отдыха. Доказано и то, что лучший отдых - это переключение с одного вида деятельности на другой, чередование физического и умственного труда. Мы советуем школьникам учесть это!

Обязательно надо заниматься физкультурой, подвижными спортивными играми на свежем воздухе. Неплохо в свободный час физически поработать дома. Не только девочки, но и мальчики (драют же палубу матросы) могут вымыть полы, окна, потрудиться на огороде, а иногда и повозиться у плиты. Разве правильно, что 15-17-летние ребята в лучшем случае могут разогреть обед, приготовленный мамой?

Хорошим переключением становятся и занятия по интересам - в области искусства, литературы, техники, прикладного творчества - всего не перечтёшь! И это, конечно, не просто переключение, отдых, но и один из путей гармонического развития, одна из возможностей стать интересным, содержательным человеком. Именно в школьные годы, когда память ещё так цепка, впечатления так ярки, возможности развития безграничны. И надо работать над собой, дорожа временем, не растрачивая его впустую!

Опрос большой группы старшеклассников показал, что ребята, которые соблюдают правильный режим и занимаются сосредоточенно, затрачивают на приготовление домашних заданий в среднем три часа в день. Так что свободное время у них остаётся. Где они его берут, вам уже ясно. Регулярное выполнение домашних заданий и умение организовать свой труд - главные резервы времени школьника.

Ребята наверняка скажут, что уже сто раз слышали об этом. Но хоть раз они пробовали по-настоящему взяться за выполнение этих простых правил? Если возьмутся - убедятся в их магической силе. К такому выводу приходит кандидат медицинских наук В. Усищева, занимаясь вопросами режима дня школьника.

Заботе о здоровье школьников посвящена книга доктора медицинских наук Ю.М. Пратусевича «Умственное утомление школьника», в которой подведены итоги многолетней работы лаборатории по изучению утомляемости и повышению работоспособности школьника.

Лаборатория, оснащённая электронной аппаратурой, находится в одной из школ-интернатов.

На специальное кресло, оборудованное различными датчиками, несколько раз в день садятся одни и те же ребята: утром - после сна и зарядки, днём - после уроков, занятий спортом, прогулки. Исследования показали, что утром умственная работоспособность школьника заметно выше, чем после пяти, а тем более шести уроков. А вот и несколько неожиданные данные. Урок физкультуры, оказывается, повышает умственную работоспособность, но не всегда, а в определённом чередовании с умственными занятиями. Когда урок стоит в расписании, допустим, четвёртым, то к следующему, пятому, школьник остаётся бодрым, работоспособным, а если в начале расписания, то к концу дня утомление не снижается.

Опыты лаборатории приводят к выводу, что главное в предупреждении умственного переутомления - правильный режим, научно обоснованное чередование умственной работы, физической нагрузки и активного отдыха.

День должен не только начинаться, но и заканчиваться гимнастикой. Перед началом уроков в школе обязательна хотя бы тридцатиминутная прогулка. Выкроить время для неё не так уж трудно, если не залёживаться в постели, быстро проделать утренний туалет, зарядку и не заниматься «подзубриванием» уроков.

Ещё одна прогулка - составители режима называют ее «Час здоровья» - после обеда. Но не сразу. Сначала надо спокойно отдохнуть. Пусть старшие ребята, начиная с третьего класса, после обеда хотя бы полчаса полежат или сидя почитают книжку, а вот ученики первого и второго классов обязательно должны час-полтора отдохнуть лежа. И только после этого - на улицу.

«Час здоровья» - это время подвижных игр, создающих ощущение свежести, бодрости. Набегавшись и напрыгавшись на свежем воздухе, можно садиться за уроки: после такой «зарядки» они будут выполнены гораздо быстрее, так что найдётся время и на чтение, и на важные ребячьи дела, и на часовую прогулку перед сном. И наконец, остаётся проделать десятиминутную гимнастику и вовремя лечь в постель.

Благотворное воздействие такого режима на организм школьника проверено практическим опытом.

Опыт школ-интернатов, школ и групп с продленным днём показывает, что при правильном соблюдении режима у ребят остаётся больше свободного времени, они меньше утомляются. Надо сделать все необходимое для того, чтобы и дома был создан разумный режим: ребёнок должен регулярно питаться, иметь постоянное и удобное рабочее место, вовремя ложиться спать. Вот, что рассказывает И.Н. Рассовская.

«Например, в школе № 146 Москвы принят режим, который педагоги называют полным днём, при этом сочетаются учебные, воспитательные и гигиенические интересы. У первоклассников после трех уроков, когда дети уже устали и труднее воспринимают материал,- завтрак и прогулка. Затем четвёртый урок, как правило, самый лёгкий - пение, рисование, физкультура. Дальше самостоятельные занятия (подготовка домашнего задания), обед, сон, полдник. А после - занятия по интересам, прогулка.

С трех часов классы опять заполнены. Старшеклассникам до пяти часов учителя дают консультации по трудным темам, проводят лабораторные и практические занятия, помогают отстающим.

Когда закончено приготовление уроков, открываются двери игротеки, спортивного зала, изостудии, мастерских, библиотеки, музыкальной комнаты. Каждый может найти себе занятие по душе.

Среда - это день экскурсий в музей, на выставку, в театр или «на природу» в связи с учебным материалом по ботанике, география. На воздухе проводятся не только уроки физкультуры и труда, но даже и уроки английского языка.

Ребята активно занимаются спортом: гимнастикой, волейболом, лыжами, коньками, плаванием, конным спортом на Московском ипподроме, увлекаются туризмом.

В школе обязателен физический труд, который становится потребностью. «Детство не может быть постоянным праздником, если нет постоянного трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда»,- считал В.А. Сухомлинский.

Ребята своими руками построили гараж и автокласс, сами изготовили наглядные пособия, девочки сшили шторы на окна актового зала и костюмы для участников художественной самодеятельности».



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.