Потребность в труде и выбор профессии

потребность в труде

Значительную часть времени в нашей жизни занимает труд. Он - в известном смысле - представляет ее основное содержание.

К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» первыми ввели термин «Образ жизни». Основоположники научного социализма связывали это понятие непосредственно с трудом: «Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самое свою материальную жизнь... Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это - определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни».

Образ жизни - понятие ёмкое и многогранное. Образ жизни - и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это - и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

И все-таки первая, решающая примета «образа жизни» - труд, отношение к труду. По определению, которое даёт энциклопедический словарь, «труд - целесообразная деятельность человека, направленная па видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека.

Представляем ли мы себе свою жизнь без труда? Едва ли найдётся сегодня человек в расцвете сил, который ответил бы на этот вопрос утвердительно.

Хотелось бы напомнить, что, помимо социально обусловленной необходимости, трудовая деятельность человека нужна ему и для нормального, если хотите, здорового функционирования его организма.

Человек при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости испытывает известную потребность в нормальной порции труда, в определённой деятельности. Как бы различны ни были отдельные виды полного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это - функция человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств.

Труд - непременное условие здорового долголетия. Человек, занятый умственным или физическим трудом, живёт в определённом ритме. А это, с точки зрения физиологии, крайне важно. Разумеется, ритм работы желательно устанавливать в соответствии с возрастом. Добиться этого, понятно, не просто, но стремиться к такой гармонии необходимо. Решению задачи будет в определённой степени способствовать диспансеризация населения.

И удовлетворение от работы - одна из самых больших радостей человека. Это удовлетворение, которое испытывает каждый из нас, решив трудную проблему, добившись цели, преодолев себя, присуще только человеку. Надо ли доказывать, что особенно ярко это проявляется в искусстве, науке и, конечно же, в спорте.

Итак, работают все. Но работают не одинаково. Почему? Почему одни трудятся больше, другие меньше? Кто-то более творчески, с подъёмом, а кто-то - «от сих до сих». Одни с интересом, другие - «отбывая номер»?

Попробуем разобраться, что заставляет нас трудиться? Мотивов великое множество. Чувство долга. Заработок. Сознание общественной полезности труда. Беспокойство о собственном престиже. Боязнь критики и наказания со стороны руководства. Стремление к продвижению по службе. Удовлетворение от хорошо выполненной работы. И наконец, ещё одно соображение. Наше самочувствие часто связано с ощущением, что мы занимаемся своим делом. Иначе говоря, речь идёт о соответствии выбранной нами работы особенностям нашего организма - нашей психике и физиологии.

Каждый рождается с определёнными природными задатками. Их характер зависит от психофизиологических особенностей организма. Но, с другой стороны, он определяет природную предрасположенность человека к тому или иному роду и виду деятельности.

Безусловно, крайне желательно выявить и изучить ещё в подростковом возрасте задатки человека и предоставить ему возможность заниматься соответствующей работой. Эта проблема была поставлена ещё Платоном, который считал, что каждый должен заниматься своим делом, то есть делом, как бы предназначенным ему судьбой. А любя свое дело, человек будет жить полнокровной, эмоционально насыщенной жизнью, принося максимальную пользу как обществу, так и самому себе.

И наоборот, человек, который под влиянием объективных условий и обстоятельств или не по собственному и, как выясняется, ничем не оправданному желанию занимается делом, которое его не удовлетворяет, не отвечает содержанию его личности, оказывается жертвой этого дела. Свое неудовлетворение он переносит на окружающих - коллег, семью, становится неуверенным в своих силах, страдает морально и физически.

Монтень напоминал: «Умение достойно проявить себя в своём природном существе есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног».

Об этом писал и К. Маркс в статье «Размышления юноши при выборе профессии»: «Заблуждение относительно наших способностей к определённой профессии... это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир».

Решая чрезвычайно важную и сложную проблему гармоничного слияния личности и ее дела, общество уделяет повышенное внимание профессиональной ориентации молодёжи. Однако пока не созданы социальные условия, позволяющие обеспечить каждого человека местом в наиболее соответствующей ему сфере деятельности, хотя в процессе повышения материального и культурного уровня жизни народа, в ходе научно-технической революции эти возможности расширяются, поскольку большую часть тяжёлой, однообразной, нетворческой работы берут на себя машины и роботы, гибкие производственные системы.

Меняется характер труда. А значит, меняется и характер требований к работнику, к формам проявления его умственной и физической энергии. Усложнения техники и производственно-технологических процессов, развитие автоматизации, «малой» и «большой» механизации производства сопровождаются относительным уменьшением использования физического, мышечного труда человека и, напротив, возрастающей ролью труда умственного, нервно-психической энергии в процессе производства.

Психофизиологические и соматические реакции организма человека нередко оказываются относительно замедленными по сравнению с высокими скоростями работающих механизмов и аппаратов. Отставание биоритмов человека от ритмов производственных процессов, усугубляемое вполне понятным чувством личной ответственности, порождает у рабочего определённую неуверенность в своих силах, портит настроение, заставляет нервничать или, как говорят медики, усиливает психоэмоциональную напряжённость.

Не на своем месте... Пренеприятное чувство!

Здоровье и производительность труда человека зависят от его приспособленности к окружающей среде (в широком смысле слова - с включением в нее искусственной, в том числе производственной, среды). Пока ритм психофизиологических и технологических процессов более или менее соответствовали друг другу, достаточно было «стихийной» биологической настройки организма на изменения в технологических, производственных процессах. Человек справлялся с делом. Чувствовал себя хозяином положения. Был уверен в своих силах, в себе. Теперь же, когда возникла определённая дисгармония, когда его реакции не соответствуют требованиям, предъявляемым делом, его служебными обязанностями, необходима разработка специальных мер, которые устранили бы нежелательные последствия этого «взаимонепонимания». Перед психологией, физиологией и эргономикой труда возникла задача найти средства, которые обеспечили бы необходимую корреляцию между психофизиологическими и технологическими ритмами и не причиняли бы ущерба здоровью рабочего.

Уточнение и изменение условий производства, его планирования в прямой связи с учётом потребностей охраны труда и здоровья - один из важнейших социально-гигиенических принципов развития производства.

Многочисленные исследования показали, что посменная (двух- и трёхсменная) или суточная работа, как правило, не нарушает биологических ритмов, следовательно, человек вполне адаптируется, если эти виды работы имеют определённую цикличность и регулярность, а образ жизни рабочего соответствует потребностям его организма.

Важно, например, чтобы в ночные часы работы имелось полноценное питание, а в дневные часы отдыха сон был продуктивным (глубоким и спокойным).

Физиологически обоснованные ритм и режим работы в значительной степени способствуют повышению производительности труда и рациональному расходованию энергии работающего.

Известно, что механизация и автоматизация производства ведут к определённой ритмичности действий, то есть к периодической повторяемости движений и трудовых процессов. Эта ритмичность должна соответствовать законам физиологической ритмичности человеческого организма. Современная физиология труда исходит из того, что ритм помогает выработке и закреплению рабочего стереотипа и создаёт благоприятные условия для наиболее эффективного координирования деятельности кровообращения, дыхания. График работы конвейера, в частности, должен совпадать с графиком работоспособности рабочих, учитывать «пики» рабочего состояния и вместе с тем неизбежные спады, когда внимание и сосредоточенность рабочего резко снижаются.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.