Наньцзин о болезнях застоя

наньцзин

Большой раздел текста Наньцзин посвящен рассмотрению "болезней застоя". Но эта тема требует более широкого анализа, несколько выходящего за рамки трактата "Трудные вопросы".

Нам потребуется проанализировать совокупность терминов, характеризующих комплекс различных страданий в человеческом организме, происхождение которых сугубо специфично для китайской медицины. Общей чертой "болезней застоя" (чжэн цзя цзи цзю) является наличие уплотнения или вздутия в брюшной полости.

Сочетание терминов чжэн-цзя относится к двум типам уплотнений указанной локализации. Это синдромы, при которых поражается "нижний обогреватель". Уплотнения при этих синдромах локализуются в области желудка, под ним или в подреберьях. Чжэн цзи можно определить при ощупывании, как плотные неподвижные образования с четкими контурами. Они не поддаются смещению, сочетаются с интенсивными постоянными болями колющего характера. Цзя цзю, в свою очередь, - подвижные уплотнения, имеющие непостоянные объективные и субъективные характеристики.

Здесь уместно сослаться на работу Mariani М., и соавторов (1986), в которой достаточно подробно анализируется классика китайской медицины в связи с определением и лечением болезней застоя. Так, отмечают авторы, эти заболевания обозначаются в медицинских трактатах, как "видимость, обретающая форму", они сливаются и разъединяются спонтанно или под давлением руки, сопровождаются блуждающими болями, не имеющими определенной локализации, обычно усиливающимися при растяжении.

В пятьдесят пятой трудности Наньцзин уплотнения по типу "скопления" - цзи связываются с заболеванием иньской природы. Они характеризуются свойствами - глубокие, скрытые, и рассматриваются как образования, связанные с пятью плотными органами чжан. Уплотнения по типу "сжатия" - цзю относятся с заболеваниями янской природы. Они характеризуются свойствами - поверхностные и подвижные, имеющие связи с шестью полыми органами фу.

Чжен цзи - вещественны и фиксированы в пространстве и во времени. Они относятся к застою иньского характера, когда застаивается кровь, холод, пища или слизь в сочетании с сыростью (ши тань) или холодом (хань тань). Все эти болезни проявляются на уровне органов или же кровеносных сосудов (сюе май). Цзя цзю - подвижные, изменчивые. Они относятся к застою янского характера: ци, жар и слизь в сочетании с огнем (хуо тань). Ян Цзичжоу, комментируя пятьдесят пятую трудность Наньцзин, уточняет, что "их существование или несуществование зависит от непредсказуемого столкновения крови или ци".

В "Чжан Ши И И Тун" записано:

"Скопления-цзи" являются порождением пяти плотных органов чжан, и едва появившись, имеют уже определенную локализацию, за пределы которых не выходят, а также болевые ощущения. Имеют четкие границы вверху, внизу, слева и справа. "Сжатия-цзю" зависят от шести полых органов фу, едва появившись, не имеют ни корней, ни опорных точек ни внизу, ни вверху. Боль при этом не имеет также определенной локализации."

Болезни скопления-цзи обычно рассматриваются как застои с болями, значительным вздутием, а также с четкой локализацией. Их возникновение связано с многими причинами: от извращения семи эмоций до застоя ци или крови (ци чжи сюе ю); от внутренней патологии, обусловленной пищей или питьем до закупорки вследствие застоя слизи; от внедрения в организм вредоносной се жара или холода до недостаточной собственной питающей ци организма, что позволяет внедриться и проявиться болезни. Что касается болезней застоя, то они рассматриваются и детально анализируются в классических источниках (Наньцзин - 16, 18, 54, 55, 56 трудности, "Су Вэнь" - 60-ая глава, "Лин Шу" - 4-ая глава, Майцзин - 12 раздел 7-ой книги).

В традиционной китайской медицине считается, что скопления иньского типа связаны со "средним обогревателем" и локализуются главным образом в эпигастральной и мезагастральной областях. При пальпациях выявляется плотные (лао), фиксированные, болезненные (тун) образования. Считается, что скопления иньского типа могут быть обусловлены кровью, холодом, пищей, а также слизью в сочетании с холодом или сыростью.

Локализация формирования и проявления скопления цзи может быть различной: помимо вышеуказанных областей подобные скопления могут встречаться также вдоль кровеносных сосудов. Однако, если скопления цзи связаны с плотными органами чжан, их местоположение зависит от пораженного органа. В Наньцзин о пяти скоплениях (у цзин) говорится, что при "скоплении печени" ее ци передвигается и проявляется заболеванием в области слева от пупка... цзи сердца проявляется над пупком... цзи селезенки - на уровне пупка... цзи легкого - справа от пупка... цзи почек - под пупком". При скоплении, связанном с печенью (гань цзи), уплотнения локализуются в левом подреберье и их форма напоминает перевернутую рюмку. Название скопления печени - "фэй ци" (толстая ци) обусловлено наличием застоя ци печени и свертыванием остановившейся крови. Возможно, что полнокровие печени, как правило, является следствием скапливающейся желчи при избытке желчеобразования или при нарушении ее оттока. Вначале это препятствует свободному току ци вплоть до его остановки, а затем это может приводить к застою крови. В результате со временем могут формироваться уплотнения в брюшной полости. Характеристики пульса в данном случае будут: сюань - струнообразный, в сочетании с пульсом си - тонкий, который обычно указывает на недостаток ци или крови, а также в сочетании с пульсом сян - веревкообразный, который рассматривается как признак болей от воздействия холода, атакующего иньские сосуды.

И в самом деле, Майцзин описывает боли в подреберье, отдающие в низ живота, опухшие и холодные ноги, грыжу и судороги в мышцах. А если болезнь длится долго, присоединяются такие симптомы как кашель, отлив жизненных сил, возвратная лихорадка (нюэ цзи). Болезни застоя следует лечить пилюлями Фэй чи, о которых говорится в трактате "Сань Инь Фан", в сочетании или с последующим применением пилюль У цзи.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».