Двадцать восьмая трудность

двадцать восьмая трудность

В двадцать восьмой трудности говорится:

Если сосуды восьми чудесных каналов не связаны с двенадцатью каналами-цзин, то все они где-то должны начинаться, заканчиваться и продолжаться. Так ли это?

Ответ:

Ду-май начинается на спине у нижней оконечности туловища; идет, совмещаясь с внутренней стороной позвоночного столба; вверху достигает точки фэн-фу (VC16) и проходит через головной мозг.

Жень-май внизу начинается в точке чжун-цзи (VC3); поднимается вверх от границы лобковых волос вдоль передней поверхности живота; проходит вверх от точки гуань-юань (VC4) до глотки.

Чун-май начинается в точке ци-чун (ЕЗО); совмещается с каналом Светлый Ян на ноге; проходит вверх от пупка; достигает середины грудной клетки и разветвляется.

Дай-май начинается в точке чи-сэ* и совершает вокруг туловища полный круг.

Ян-цзяо-май начинается в середине пятки гэнь-чжун**, следует вверх вдоль внешней поверхности голени и входит в точку фэн-чи (VB20).

Инь-цзяо-май тоже начинается в середине пятки, следует вверх вдоль внутренней поверхности голени, достигает глотки, пронизывает и связывается с каналом Чун-май.

Что касается Ян-вэй и Инь-вэй, то эти связывающие коллатерали вэй-ло восполняют и запасают ци в теле, не давая ей бесцельно кружить и стекать. Они выполняют функции оросительных каналов. Поэтому начало Ян-вэй называется "Объединением Ян". Начало Инь-вэй называется "Связью Инь".

Совершенномудрые в своих объяснениях уподобляли это сообщающейся системе канав. Если канавы переполняются, то они собираются вместе, образуя глубокое озеро. Потом даже совершенномудрые не восстановят прежних связей. Так и у человека, когда кровь и ци в сосудах становятся обильными, они входят в восемь чудесных сосудов и прекращают циркулировать по кругу. Потом двенадцать каналов тоже не могут восстановить прежних связей. Находящиеся в них вредоносные силы се-ци возрастают. Тогда возникают отеки и воспаления. В этом случае вредоносное-се выдавливают при помощи каменной иглы-бянь то есть посредством иглоукалывания.

Примечания:

* - Чи-се - это другое название точки чжан-мэнь (F13).

** - Гэнь-чжун - один из вариантов названия точки шень-май или пу-шень (V62).

сосуды восьми чудесных каналов

Комментарии:

Ян Сюаньцао ссылается на комментарии господина Люя: Первый из чудесных каналов является морем янских сосудов. "Нижняя оконечность" - это точка чан-цян VG1. Название канала Жень объясняется словом "зачатие". В этом канале заключена основа возможности постоянного поддержания жизни человека. О нем говорят: начинается ниже среднего предела и выше точки чан-цян. Это второй из чудесных каналов.

Название канала Чунь объясняется "проходить насквозь, связывать напрямик". Чун-май является морем двенадцати каналов-цзин. Внизу он доходит до ног, вверху поднимается до головы; получает и связывает кровь и ци двенадцати каналов. Поэтому и называется он "проходящим насквозь и связывающим". Это третий чудесный канал.

Название канала Дай объясняется как "обвязка". Его точки чи-зе (Р5) находятся внизу туловища по бокам. Дай-май проходит вокруг туловища подобно поясу. Это четвертый чудесный канал. Цзяо - это "быстрый, проворный". Говорят, что этот сосуд проходит сквозь ноги и оказывает важное влияние на способность человека ходить. Поэтому его определяют, как "быстрый, проворный".

Имеется пара из иньского и янского Цзяо, которая составляет пятый и шестой чудесные каналы. Название Вэй указывает на благородство при исполнении служебного долга. Этот сосуд удерживает и отстаивает права всех остальных сосудов. Поэтому его определяют, как "благородно исполняющего служебный долг".

Имеется пара из иньского и янского вэй, которая составляет седьмой и восьмой чудесные каналы. Таковы восемь чудесных каналов.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».