Методы седации-се и тонизации-бу иглами

методы седации-се и тонизации-бу иглами

Рассмотрим методы седации-се и тонизации-бу иглами, как основного способа лечения заболеваний, вызванных синдромами избытка или недостатка.

Врач может с их помощью усиливать защитные силы пациента, гармонизировать извращенные ответные реакции организма на болезнь или изгонять вредоносное начало из тела пациента.

В Нэйцзин сказано: "Нельзя исцелить пустоту, если не учитывать наличие или отсутствие избытка". А среди общих положений о методе бу-се говорится, что если янская ци неполная, а иньская ци в избытке, следует прежде тонизировать Ян, а потом седатировать Инь; если же иньская ци неполная, а янская ци в избытке, следует прежде тонизировать Инь, а потом седатировать Ян.

Трактаты предлагают ряд различных методов бу-се, подходящих для различных обстоятельств лечения.

1. Использование правила "Мать-Сын" достаточно известно и описано в литературе по иглоукалыванию. При пустоте тонизируют "Мать", при полноте седатируют "Сына". Приведем ряд небольших добавлений к этому из Наньцзина:

- Всегда следует сначала тонизировать, а после можно уже и седатировать.

- Если нет ни пустоты, ни полноты, то в лечении следует ограничиться одним каналом, чтобы не получилось так, что болезнь перейдет и в другие области.

- Есть метод, когда при полноте следует седатировать "Сына" и тонизировать "Мать", а при пустоте следует наоборот тонизировать "Сына".

2. Для седации и тонизации употребляют "пять точек шу". Уже говорилось выше, что "колодец" соответствует Дереву, а "родник" соответствует Огню, который является "Сыном" Дерева. В Наньцзин говорится, что для воздействия на точку-колодец и для ее седации, укалывают точку-родник.

3. Другой метод бу-се называется "идти навстречу" и "следовать по ходу" направления движения канала и течения ци. Зная законы следования светлой-жун и защитной-вэй при их прохождении по сосудам и каналам в ту и другую стороны, для тонизации вводят иглу по ходу канала, а для седации - следуя против его хода.

4. Сильные и глубокие манипуляции иглой приводят к седации, а слабые и поверхностные - к тонизации. Тонизация достигается медленным и осторожным извлечением иглы, но сильным и быстрым введением. Седация достигается сильным и быстрым извлечением иглы, но осторожным и медленным введением.

5. В "Лин Цу" говорится, что медленное вращение иглы дает тонизацию, а быстрое вращение иглы приводит к седации, учитывая разницу между силой и скоростью вращения иглы.

6. В 53-й главе "Су Вэнь" говорится, что при седации оставляют открытым отверстие после извлечения иглы для того, чтобы ушла вредоносная се-ци из точки; при тонизации точку быстро закрывают пальцем, чтобы не выпустить жизненную ци.

7. В 27-й главе "Су Вэнь" говорится, что тонизация достигается при введении иглы на вдохе пациента и извлечении на выдохе; седация возникает, если иглу вводят на выдохе, а извлекают на вдохе.

Наньцзин подводит итог проблеме бу-се в таких словах:

"Существующие правила тонизации и седации не обязательно должны учитывать введение и извлечение иглы со вдохом и выдохом. Врач, который знает иглоукалывание, доверяет своей левой руке. Прежде всего врач надавливает левой рукой, чтобы ощутить ци, а потом уже ввести иглу в место пребывания светлой-жун; отпускает, натягивает кожу, давит ногтем вниз, ожидая прихода собственной ци, как бы ожидая ощущения удара пульса. В благоприятном случае врач берет иглу и укалывает туда, добивается ощущения ци и проталкивает ее внутрь. Это называется тонизация. Седацией называется такое воздействие, при котором, после ощущения движения под пальцами, ци вытягивают наружу. Если не получается найти ци, тогда выносят заключение, что такой больной умрет и никто его не излечит".

Наньцзин подчеркивает важность внимательности врача в оценке своих ощущений при постановке диагноза и при лечении. Это гораздо важнее, нежели следование общим рецептам и неконкретным указаниям из сомнительных источников.

В одной из последних трудностей трактата Наньцзин объясняется классическое положение "вводить иглу, когда видно, что следует вводить и извлекать иглу, когда видно, что надо извлекать". Это означает, что своей левой рукой врач определяет приход ци. Когда произведен укол, вводя иглу, он продолжает ощущать ци. И только когда ци исчерпалась, тогда он извлекает иглу.

В некоторых, наиболее древних изданиях Наньцзин даются указания сходные с комментариями "Чжэн Цзю Да Чэн":

"Когда применяешь иглоукалывание, необходимо сделать так, чтобы сначала подчинился дух Шэнь, а уже потом вводить иглу. Когда игла введена, необходимо, чтобы дух Шэнь сгармонизировался, а после этого подчиняется ци. Если дух Шэнь не подчинился, тогда нельзя использовать иглоукалывание.

Если дух Шэнь сгармонизировался, тогда можно манипулировать иглой. Во всех случаях использования иглоукалывания необходимо сделать так, чтобы эссенция-цзин и дух Шэнь подчинились врачу и только после этого можно применять иглы."



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.