Тридцать седьмая трудность

тридцать седьмая трудность

В тридцать седьмой трудности говорится:

Где начинаются жизненные силы ци пяти хранилищ-чжан? Можно ли узнать пути их следования или нет?

Ответ:

Вверху пять чжан открываются через девять отверстий. Так, ци легких проходит через нос. Здоровый нос позволяет чувствовать и узнавать ароматы и запахи. Ци печени проходит через глаза. Здоровые глаза позволяют различать черное и белое. Ци селезенки проходит через рот. Здоровый рот позволяет различать вкус пищи. Ци сердца проходит через язык. Здоровый язык позволяет различать пять вкусов. Ци почек проходит через уши. Здоровые уши позволяют различать пять звуков.

Если пять органов чжан не здоровы, тогда ци органов не проходит через "девять отверстий".

Если шесть органов фу не согласованы, тогда возникают "болезни задержки и ограничения" ("лю-цзе"), которые приводят к язвам. Если вредоносная се находится в шести органах фу, тогда янские сосуды становятся нездоровы. Если янские сосуды нездоровы, тогда ци задерживается в них. Если ци задерживается в них, тогда янские сосуды переполняются (шен).

Если иньские сосуды нездоровы, тогда кровь задерживается в них. Если кровь задерживается, тогда иньские сосуды переполняются. Если иньская ци достигает "великого переполнения" (тай-шен), тогда янскую ци уже ничто не питает, и она сама не питает ничего. Это называется "ограничением". Если янская ци достигает "великого переполнения", тогда иньскую ци ничто уже не питает, и она сама не питает ничего. Это называется "закрытием" (гуань).

Когда Инь и Ян вместе переполняются, тогда они взаимно ничто не питают. Это называется "болезнью закрытия и ограничения" ("гуань-цзе"). Когда возникает болезнь закрытия и ограничения, тогда жизненные силы стремительно исчерпываются и наступает смерть.

Вопрос:

В трактате "О Внутреннем" говорится, что жизненные силы ци движутся только в пяти органах-хранилищах чжан и не управляют шестью органами-чертогами фу. Почему так?

Ответ:

Передвигающаяся ци подобна текущей без остановки воде. Итак, иньские сосуды питают пять органов-хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу. Их движение подобно кругу без начала и конца. Если не нарушать этот закон, тогда, достигнув конца, ци возвращается к началу, ни разу не переливаясь через свои границы. У человека ци согревает внутри его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи - увлажняет кожу через поры.

жизненные силы ци пяти хранилищ-чжан

Комментарии:

Сюй Дачунь рассуждает о данной трудности, ссылаясь на высказывание из Нэйцзин: "В пять плотных органов чжан открываются семь отверстий".

Комментатор перечисляет эти отверстия: два отверстия носа, два отверстия глаз, два отверстия ушей и рот вместе с языком, который образует одно отверстие. Но чтобы получилось девять отверстий, упомянутых в данной трудности, необходимо добавить еще два иньских отверстия - ануса и промежности, ибо почки открываются через эти два отверстия Инь. Если прибавить два иньских отверстия, тогда получится девять. Однако, рот вместе с языком можно считать за два отверстия, и тогда получится восемь, но невозможно будет получить девять отверстий. Но можно и нос вместе с глазами считать за пять отверстий. Ведь сказано в Нэйцзин, что входные ворота легких вместе с входными воротами печени и входными воротами для ци почек составляют семь отверстий. А так как сказано, что отверстия открываются вверху, а их там всего семь, то этот момент остается не до конца понятным.

Сюй Дачунь продолжает: В "Май Пянь Ду" ("Раздел о пульсах") из "Лин Шу" говорится, что когда иньская ци пребывает в великом переполнении, янская ци не может питать. Это называют "закрытием". Когда янская ци в великом переполнении, иньская ци не может питать. Это называется "ограничением". В "Су Вэнь" говорится, что в точке жень-ин четыре переполнения вызывают вверху ограничение Ян. В цунь-коу четыре переполнения вызывают вверху закрытие Инь. Таким образом, переполнение Инь приводит к "ограничению-цзе", а переполнение Ян приводит к "закрытию-гуань".



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».