Пульсодиагностика

пульсодиагностика

В числе первостепенных трудностей китайской медицины стоит освоение пульсодиагностики. Среди западных врачей укоренилось мнение, что освоение восточного метода постановки диагноза по изменению характеристик пульса пациента настолько трудное дело, что не стоит даже и заниматься этим. Впрочем, некоторые китайские врачи своими высказываниями стараются укрепить это неправильное суждение.

Между тем, основные методы оценки пульса в системе постановки классического китайского диагноза вполне доступны и для европейца. Обсудим сейчас ряд теоретических положений Канонов.

В самом начале Наньцзин утверждается, что ясно определить начало возникновения болезни и возможное ее завершение, а также сгармонизировать Инь и Ян может только тот врач, который умеет ясно различать характер пульса на лучевой артерии в месте, называемом цунь-коу, и в точке жень-ин (Е9) на сонной артерии. Именно туда приходят и оттуда исходят потоки жизненных сил Инь и Ян.

В Наньцзин упоминается древний метод исследования состояния янских органов по характеру пульса на сонной артерии, а иньских органов - по пульсу на лучевой артерии предплечья в области цунь-коу или ци-коу, что значит "рот жизненных сил ци". Характеру пульса в цунь-коу уделялась преимущественное внимание. Так, Наньцзин объясняет, что область, в которой пульсирует артерия канала легких Beликий Ян на руке - цунь-коу - называется еще Великим объединением сосудов. Именно в этой зоне завершаются и начинаются новые связи между пятью плотными органами чжан и шестью полыми органами фу.

Что касается самой зоны цунь-коу, то трактат выделяет в ней три области с девятью передовыми пунктами, в которых изучается состояние Инь-Ян человека при легком и сильном прикосновении пальцев к сосуду. "Три области" - это точки цунь, гуань и чи, объясняет Канон. Точка гуань располагается там, где прощупывается под пальцами отросток лучевой кости. Если двигаться от нее вверх по артерии против течения крови и по направлению к точке чи-цзе (Р5), тогда на промежутке в один пропорциональный цунь определяется область точки чи.

Надо отметить, что китайская размерная величина в один пропорциональный цунь равняется расстоянию между складками кожи первой и второй фаланги среднего пальца кисти.

Если же двигаться от гуань в сторону пальцев и точки юй-цзи (Р10), тогда на промежутке в девять фэней определяется точка цунь. (Десять фэней составляют один пропорциональный цунь.)

В Наньцзин объясняется, что расстояние от точки чи до точки цунь составляет один цунь девять фэней. Эта величина символическая, она основывается на представлениях китайской алхимии и мантики. Так, средневековый врач Дин Личжун отмечает, что пульс в точке цунь определяется на промежутке в девять фэней, потому что девять - символ янского числа. Пульс в точке чи определяется на промежутке в один цунь (равняющийся десяти фэням), потому что десять - символ иньского числа. Таким образом, состояние Ян характеризует точка цунь, состояние Инь - точка чи, а объединение Инь и Ян составляет один цунь девять фэней.

Что касается "девяти передовых пунктов", то Канон трактует их, как три уровня пальпации сосуда, а именно: поверхностный, средний и глубокий. Причем, с тех же позиций алхимической метафизики, указывалось, что Верхняя область уподобляется Небу. Ей соответствуют болезни, располагающиеся в грудном отделе туловища и выше, включая голову. Средняя область уподобляется Человеку. Ей соответствуют болезни, располагающиеся от диафрагмы до пупка. Нижняя область уподобляется Земле. Ей соответствуют болезни, располагающиеся ниже от пупка, включая ноги.

Как же исследуют пульс на этих уровнях?

Наньцзин объясняет, что сперва надавливают на сосуд с силой, подобной весу трех горошин. Тем самым, исследуют кожу и волоски, и связанное с ними состояние легких. Надавливая с силой, равной весу шести горошин, исследуют кровь и сосуды, состояние сердца. Надавливая на сосуд с силой, подобной весу девяти горошин, исследуют мышцы, состояние селезенки. Надавливая с силой, равной весу двенадцати горошин, исследуют сухожилия и связки, состояние печени. Палец прижимают к кости, потом слегка приподнимают и исследуют болезни почек.

Смысл этого высказывания связан с традицией разделения органов и систем человеческого организма по принципу поверхностное-глубокое. Так, кожа и волоски на теле находятся снаружи и соответствуют органу-легкие. Исходя из того принципа, что малое во всем подобно большому, пульс легких, а также состояние кожи определяется при поверхностном надавливании на сосуд в цунь-коу. И наоборот, кости располагаются наиболее глубоко, соответствуя почкам, как органу, в котором удерживаются все изначальные и тонкие наследственные силы человека. Следовательно, считает Канон, пульс почек и должен определяться при самом сильном надавливании до кости на сосуд в цунь-коу. Кроме того, пульсы всех функциональных органов должны отличаться один от другого, так как и сами органы различаются между собой.

Формы пульсов подобны формальным характеристикам самих этих органов. Так, сердце соответствует Огню, свет которого освещает все снаружи. Поэтому и пульс сердца наружный, большой и рассеивающийся. Легкие соответствуют Металлу. Пластинками из металла покрывают верхние части жилищ. Поэтому и пульс легких поверхностный, короткий, как пластинки, и шероховатый. Печень соответствует Дереву, которое живет за счет корней, растущих из земли. Поэтому пульс печени твердый и длинный, как корни. Почки соответствуют Воде. Податливая природа Воды заключает в себе упорство и твердость. Поэтому пульс почек при надавливании на сосуд мягкий, а при отпускании - полный. Селезенка соответствует Земле, которая занимает среднюю область. Поэтому и пульс селезенки определяется посредине.

В норме пульс должен изменяться в соответствии с четырьмя сезонами года. Всякое нарушение этого совершенного уклада, предостерегает Наньцзин, возымеет длительные, отдаленные последствия. Ведь все в мире должно действовать по своим законам.

Далее Наньцзин выделяет очень интересную закономерность. В трактате говорится, что характеристики пульсов четырех времен года следующие: как струна, как крючок, как волосок и как камешек. Весной пульс струнообразный, что соответствует печени. Весной все зарождается и начинает жить; на растениях появляются молодые ветви и листья. В это время пульсовая волна становится мягкой, слабой и длинной, как струна. Летом пульс крючкообразный, что соответствует сердцу. Летом все в цветении и в изобилии. У растений ветви свободно свешиваются, а листва становится раскидистой. Ветви с листьями изгибаются книзу, подобно крючку. В это время пульсовая волна начинается быстро и сильно, а заканчивается замедленно, как крючок. Осенью пульс подобен волоску, что соответствует легким. Осенью все завершается, все растения увядают. Ветви деревьев одиноко свешиваются, подобно волосам. В это время пульсовая волна становится легкой, пустой и поверхностной, как волосок. Зимой пульс как камешек, что соответствует почкам. Зимой все становится плотным и твердым. На пределе зимней поры вода застывает, становясь как камень. В это время пульс глубокий, скользящий и гладкий.

Однако, кроме сезонных соответствий пульса различным органам, на его форму влияют природные изменения Инь и Ян. Известно, что Инь и Ян пребывают в окружающем мире и в человеке в следующих своих формах:

  • Малый Ян
  • Светлый Ян
  • Высший Ян
  • Малый Инь
  • Высший Инь
  • Недостаточный Инь

Каноны указывают, что Малый Ян правит от первого месяца весны и года по китайскому календарю до второго месяца (февраль - март). Силы ци природы в это время еще крошечные и малые. Потому и пульсовая волна наступает и отступает без своей обычной силы.

Светлый Ян правит в третьем и четвертом месяце, когда силы ци природы заставляют набухать почки на верхушках деревьев и начинают цветение. Тогда и пульс становится поверхностным, большим, но коротким.

Высший Ян правит в пятом и шестом месяце, когда силы ци природы все приводят в наибольшее цветение. Тогда же и пульс становится увеличенным, подобно потоку; большим и длинным.

Малый Инь правит в седьмом и восьмом месяце, когда осень побеждает избыток Ян и иньская Ци начинает расцветать. Тогда же пульс становится твердым, большим и длинным.

Высший Инь правит в девятом и десятом месяце, когда Янское Ци окончательно уменьшается, а Иньская Ци расцветает. Тогда и пульс становится твердым, тонким и крошечным.

Недостаточный Инь правит в одиннадцатом и двенадцатом месяце, когда Иньская Ци расцветает до предела. Тогда и пульс становится глубоким, коротким и как бы стоящим торчком.

Для мужчин и женщин также выделяются постоянные особенности пульса. Наньцзин объясняет, что мужской пульс находится вверху от точки гуань, а женский пульс находится внизу от точки гуань. Причем, у мальчика пульс в точке чи неизменно слабый, а у девочки пульс в точке чи неизменно цветущий. Таковы теоретические аспекты определения нормального пульса.

Рассмотрим теперь, как оцениваются основные характеристики пульса при выделении четырех главных синдромов китайского диагноза. К числу таковых относится различение поверхностного и глубокого пульса. Поверхностный пульс должен определяться уже при легком прикосновении пальцев к сосуду. Глубокий пульс находят при сильном нажатии пальцев на сосуд. Промежуточное положение занимает средний пульс. Определив эти характеристики, можно говорить о наличии поверхностного-наружного или глубокого-внутреннего синдрома.

С помощью следующих двух характеристик - частый или редкий пульс - устанавливают наличие синдрома жара или холода. Количество ударов пульса соразмеряется с частотой дыхания. Так, три удара пульса на выдох и вдох свидетельствуют о синдроме холода, а шесть ударов пульса говорят о синдроме жара. Более детально этот вопрос обсуждается в двадцать первой трудности Наньцзин. Там говорится, что когда на один выдох приходится два удара пульса, это свидетельствует о норме. Три удара пульса - о нарушении в канале-цзин. Четыре удара пульса - об утрате основной жизненности в теле - цзин. Пять ударов пульса - о приближающейся смерти. Шесть ударов пульса свидетельствуют о том, что наступило исчерпание всех видов энергии и смерть практически неизбежна.

Еще две характеристики пульса - пустой и полный - указывают на синдром избытка-полноты или недостатка-пустоты. Эти формы пульса определяются также, как и в европейской медицине. Следует отметить, однако, что в китайской медицине выделяются несколько степеней синдрома избытка и недостатка. Так, прежде чем возникает "пустота" (сюй), появляется "неполнота" (бу-цзу). И наоборот, сначала возникает "полнота" (ши), а затем и "переполнение" (шэн). Однако, эта тема требует специального отдельного обсуждения.

На основании несложной оценки пульса можно сделать предварительный вывод о наличии трех главных синдромов - наружное-внутреннее; жар-холод; избыток-недостаток. Для установления четвертого синдрома Инь-Ян классического диагноза, определяют два янских пульса - длинный и гладкий, а также два иньских пульса - короткий и шероховатый. Длинный пульс характеризуется тем, что время максимального стояния его пульсовой волны больше, чем обычно. Волна гладкого пульса наступает и отступает гладко и плавно и похожа на касание спины, выпрыгнувшей из воды рыбы. Короткий пульс имеет недостаточную продолжительность стояния пульсовой волны. Волна шероховатого пульса, наступая и отступая, ощущается как если бы по пальцам провести стеблем затвердевшего бамбука.

Можно также судить по пульсу о направлении движения болезни: снаружи внутрь или изнутри наружу. На это будут указывать комбинации иньских и янских характеристик пульса. Например, одна иньская характеристика - глубокий, и две янских характеристики - гладкий, длинный говорят о том, что Ян находится в области Инь.

Большое внимание уделяется обнаружению тех или иных пульсов в несвойственном для них месте. Так, выше упоминалось о различиях, существующих между женским и мужским пульсами, когда мужской пульс чуть более слабый, а женский пульс чуть более полный в точке чи. Наньцзин указывает, что если у мужчины находят женский пульс, значит болезнь находится внутри. Если такой пульс находят справа, значит, и болезнь находится справа, и наоборот. Таким образом, в соответствии с месторасположением пульса делается заключение о расположении болезни. Кроме того, Канонами выделяется еще шестьдесят различных видов пульса, но они более специфичны, встречаются реже и требуют навыка в определении. Например, достаточно редкие смертельные виды пульса гуань, ге, и, фу, описывает третья трудность Наньцзин. В различении очень "тонких" характеристик пульса чувствительность пальцев врача может быть весьма и весьма изощренной, а количество узнаваемых особенностей пульса может быть очень и очень большим. Эту чувствительность можно развить постепенно.

Для характеристики наиболее распространенных видов пульса и связанных с ними состояниями, мы приводим выдержки из оригинального сочинения "Исследование пульса из Биньху" ("Биньху Майсюе Байхуацзе") великого китайского врача Ли Шичженя (150-219 гг. н.э.), эпоха династии Западная Хань.

1. Поверхностный пульс (плавающий пульс) - фу-май. Поверхностный пульс проявляется при наружном синдроме, вызванном избытком янской ци. Поверхностный, но также медленный и напряженный пульс - указывает на поражение природы Ветра и Холода, а попеременно поверхностный и частый пульс указывает на поражение Ветром и Жаром. Поверхностный и энергичный - всегда указывает на Ветер и Жар, а поверхностный и слабый - свидетельствует о недостатке крови.

2. Глубокий пульс - чень-май. Застой Воды и влаги, в иньских каналах всегда вызывает глубокий пульс. Глубокий, частый пульс указывает на наличие внутреннего жара, в то время как глубокий и медленный пульс может указывать на наличие внутреннего Холода. Глубокий и гладкий пульс указывает на застой мокроты. Слабый и глубокий пульс говорит о снижении или о дефиците янской ци в организме. Глубокий и энергичный пульс может говорить о наличии застоя и об остановке Холода внутри организма.

3. Редкий пульс (pulsus rarus) - чи-май. Редкий пульс указывает на заболевания внутренних органов чжан, на скопление мокроты, на остановку Холода или на болезни застоя. Медленный и энергичный пульс сопутствует болям, которые вызваны избытком внутреннего Холода. Медленный и слабый пульс указывает на болезни пустого Холода.

4. Частый пульс (pulsus frequens) - шу-май. Частый пульс всегда указывает на болезни природы Ян и Жара, когда Огонь, возникающий от Жара, и Огонь, возникающий в почках, необходимо срочно удалить из организма. Частый пульс на фоне синдрома избытка лечится с помощью холодных и высвобождающих лекарств, в то время, как частый пульс при синдроме недостатка лечится с помощью теплых и тонизирующих препаратов. Если частый пульс появляется поздней осенью - это говорит об опасном заболевании.

5. Гладкий пульс - хуа-май. Гладкий пульс может указывать либо на избыток Ян, либо на исчезновение источника жизненных сил ци в организме. Он также сопровождает скопление мокроты, несварение, рвоту и тошноту, застой крови в нижней части тела, а также на беременность (у женщин).

6. Шероховатый пульс - сэ-май. Шероховатый пульс всегда указывает на недостаточность крови или на истощение сексуальной эссенции-цзин. Шероховатый пульс может также появиться, если произошло истощение жидкостей в организме в связи с профузным потоотделением и рвотами. Шероховатый пульс также отражает наличие вредоносного Холода, который внедрился в кровь, а также беременность и нарушение менструального цикла.

7. Пустой пульс (pulsus inams) - сюй-май. Пустой пульс всегда отражает исчезновение или истощение защитных сил организма, сопровождаемое спонтанными потоотделениями, страхом и гневом или меланхолией.

8. Избыточный пульс (полный пульс, pulsus plenus) - ши-май. Избыточный пульс имеет природу Ян и указывает на остановку Жара в организме с симптомами делирия, умопомешательства, со рвотой и анорексией, с запорами или болями, вызванными застоем ци.

9. Длинный пульс - чан-май. Умеренно длинный пульс - нежный и ровный. Когда же он тугой и напряженный,- это свидетельствует о заболевании в канале мочевого пузыря Великий Ян. Длинный пульс может быть отражением Жара крови, умопомешательства, вызванного Ветром и мокротой, а также внутренним избытком Жара, (как правило в желудке и в кишечнике).

10. Короткий пульс - дуань-май. Короткий пульс говорит об исчезновении или истощении крови и жизненных сил ци. Короткий пульс в сочетании с гладким и частым будет свидетельствовать об избытке внутреннего Жара-Влажности. Короткий и поверхностный пульс будет указывать на недостаточность крови. Вздутие в грудной клетке и в животе сопровождается коротким пульсом. Когда короткий пульс определяется под указательным пальцем в точке цунь, как правило, это говорит о наличии головной боли, вызванной недостаточностью ци природы Ян. Когда короткий пульс определяется под безымянным пальцем в точке чи - это указывает на боли в животе от недостатка янской ци в нижней части тела.

11. Увеличенный пульс (неожиданно пышный, обильно разливающийся) - хун-май. Увеличенный пульс отражает избыток Ян и Жара, а также пустоту и недостаток крови. Такой пульс возникает, когда Жар и Огонь поднимаются в теле. Пульс "хун", сопровождаемый неприятными ощущениями в желудке или тошнотой и рвотой, свидетельствует о синдроме избытка, а сопровождаемый поносом, указывает на синдром недостатка с исчезновением жидкостей организма и с синдромом Жара янской природы.

12. Крошечный пульс - вэй-май. Крошечный пульс говорит о недостатке и жизненных сил ци, и крови. Также он может сопровождать ознобы и жар с профузным выделением пота, которые в свою очередь указывают на исчезновение янской ци. Крошечный пульс сопровождает различные симптомы нарушения половой функции у мужчин, а также нарушение месячных у женщин.

13. Напряженный пульс - цзинь-май. Напряженный пульс всегда указывает на различные боли, вызываемые избытком вредоносного Холода. Он также говорит о наличии кашля, вызванного Холодом в легких; об эпилепсии, вызванной Холодом в печени, и об избытке отхаркиваемой мокроты, вызванной Холодом в селезенке.

14. Мягкий пульс (умеренный пульс) - хуань-май. Мягкий пульс говорит о нормальном, здоровом состоянии. Однако, умеренный, поверхностный пульс указывает на наружное поражение вредоносным Ветром вместе с недостаточностью питающей энергии организма ин-ци и с истощением защитных сил вэй-ци. Умеренный, глубокий пульс указывает на поражение Влажностью каналов и коллатералей. Умеренный, редкий и тонкий пульс указывает на пустоту и ослабление селезенки и желудка. Умеренный, поверхностный и энергичный пульс указывает на поражение Ветром-Влажностью верхней части туловища, сопровождающееся ощущением онемения в шее и спине. Умеренный, глубокий и энергичный пульс указывает на поражение Ветром-Влажностью нижней части туловища с параличами.

15. Струнообразный пульс - сюань-май. Струнообразный пульс - это пульс печени и желчного пузыря. Струнообразный гладкий пульс говорит о заболевании природы Ян. Струнообразный, напряженный и тонкий пульс указывает на заболевание природы Инь. Струнообразный пульс может также указывать на застой Воды и жидкостей в организме, на остановку мокроты, перемежающийся Жар и озноб, а также на малярию.

16. Крепкий пульс (pulsus durus) - лао-май. Крепкий пульс говорит о внутреннем синдроме избытка, а также о долготекущем заболевании Холода, проявляющемся болями в животе холодной природы, разбалансировкой жизненных сил ци печени или застоем ци селезенки и желудка.

17. Липнущий пульс - жу-май; жуань-май. Этот вид пульса говорит об истощении крови и предельном недостатке Инь с проявлением таких симптомов и признаков как ночной пот, беспокойство, жар, кровотечение или понос, вызываемый Влажностью в селезенке.

18. Слабый пульс - жуо-май. Этот пульс всегда указывает на недостаток Инь и исчезновение Ян. Слабый пульс может также возникать вместе со следующими симптомами: жар и озноб, параличи, эмоции страха и гнева спонтанное потоотделение, общая слабость.

19. Рассеивающийся пульс - сань-май. Когда появляется этот вид пульса под указательным пальцем левой руки (т.е. в точке цунь, где прощупывается пульс сердца и тонкого кишечника), это сопровождается чувством апатии, вызванной недостатком Жара природы Ян. Когда этот пульс возникает под указательным пальцем правой руки (в точке цунь - легкие и толстый кишечник), он указывает на наличие спонтанного потоотделения, вызванного дефицитом защитных сил организма. Рассеивающийся пульс под средним пальцем левой руки (в точке гуань - печень и желчный пузырь) говорит о застое Ветра-влаги. Рассеивающийся пульс под средним пальцем правой руки (в точке гуань - селезенка и желудок) сопровождается отеком обеих ног. Когда пациент болеет уже продолжительное время, рассеивающийся пульс указывает на полное опустошение всех источников его жизненных сил ци.

20. Тонкий пульс (мелкий пульс) - си-май. Тонкий пульс вызывается недостатком крови и жизненных сил ци. Этот пульс говорит о недостатке янской ци , а также о Влажности, поразившей почки и сопровождаемой спонтанными потоотделениями.

21. Скрытый пульс - фу-май. Этот вид пульса появляется, когда болезнь останавливается внутри, а нормальная циркуляция крови и жизненных сил ци затруднена. Скрытый пульс может также сопровождать такие заболевания, как холера и остановка мокроты.

22. Скорый пульс (неритмичный - скорый пульс) - цу-май. Этот пульс говорит об остановке Жара в "трех обогревателях", а также об остановке ци и крови, прекращении их нормальной циркуляции, о мокроте и несварении.

23. Перемежающийся пульс (медленный-шероховатый, альтернирующий, pulsus alternans) - цзюе-май. Этот пульс возникает в случае остановки ци и крови, а также при остановке мокроты, при карбункулах и опухолях. В сравнении со скорым пульсом, имеющим природу Жара, узловатый пульс относится к природе Инь.

24. Замерзающий пульс - дай-май. Этот пульс возникает в случаях исчезновения жизненных сил во внутренних органах и слабости янской ци. Он может возникать при болях в животе; при поносах, вызванных пустотой в нижней части тела; при слабости селезенки и желудка; при рвоте и поносе, вызванных пустотой внутренней ци.

25. Большой пульс - да-май. Большой и энергичный пульс указывает на синдромы избытка и Жара. Большой и слабый пульс возникает при различных заболеваниях, связанных с внутренним недостатком жизненных сил ци.

Вернемся к одному из самых первых положений раздела Наньцзина о пульсах, где говорится, что по нему можно знать о начале и конце. Это многозначительное высказывание находит объяснение в оригинальной концепции Наньцзина о роли пульса в определении жизни и смерти. В трактате Нэйцзин "О Внутреннем" указывается, что характер пульса зависит от состояния ци. Развитие болезни связано с повреждением крови. Когда вредоносное болезнетворное начало се находится в ци, больная ци вызывает изменение характера пульса. Когда вредоносное се находится в крови, кровь вызывает появление болезни. Поэтому прежде изменяется характер пульсации, а потом появляется болезнь.

Также в Нэйцзин сказано, что если человек выглядит больным, а его пульс не указывает на болезнь, значит, и нет никакой болезни. Если по пульсу определяется болезнь, а человек не выглядит больным, тогда все предвещает приближение смерти. Это верно, и Наньцзин полностью соглашается с этим, объясняя, что здесь имеют в виду такое состояние, при котором частота дыхания не согласуется с частотой пульса. Однако, бывают и такие состояния, когда пульс в цунь-коу может быть здоровым, но человек все равно умирает, потому что внутри исчерпывается родительская жизненная сила "шэн-ци".

Где же пребывает эта жизненная сила? В Каноне говорится, что пульсы всех двенадцати каналов и сосудов связаны с "источником родительской энергии". Говоря об этом источнике родительской энергии, корне двенадцати каналов, основании пяти плотных органов чжан и шести полых органов фу, подразумевают "область движения жизненной силы ци между почками". Трактат полагает, что здесь находятся ворота вдоха и выдоха, источник органа "три обогревателя", а дух Шэнь защищается от внешних вредоносных влияний "се".

Именно Наньцзин, особенно в своих древних редакциях, постоянно указывает на обязательность учета врачом уровня жизненных сил ци, сексуальной эссенции цзин и духа Шэнь пациента для определения исхода лечения. Для этого врач должен обладать, помимо высокой чувствительности пальцев, также и экстрасенсорными навыками.

Итак, мы видим, что хотя исследование пульса и необходимо для постановки диагноза и лечения, но еще более важна общая, в том числе интуитивная, внефеноменальная оценка жизненного потенциала человека. Чтобы разбираться в этой трудной проблеме, следует хорошо знать функциональную анатомию китайской медицины, теорию энергий и виды болезней.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.