Шестьдесят первая трудность

шестьдесят первая трудность

В шестьдесят первой трудности говорится:

В Трактате Нэйцзин сказано, что тот врач, который смотрит на внешний вид больного и познает причину болезни, именуется высшим. Тот, который слушает больного и познает причину болезни, именуется совершенным. Тот врач, который расспрашивает больного и познает болезнь, именуется ремесленником. Тот врач, который исследует пульс и познает болезнь, именуется мастеровым. Почему так?

Ответ:

Тот врач, который смотрит на внешний вид больного и знает, определяет по внешнему виду пять цветов и узнает таким образом болезнь.

Тот врач, который слушает больного и знает, выслушивает пять звуков и таким образом определяет болезнь.

Тот врач, который спрашивает и знает, расспрашивает больного о пристрастиях к пяти вкусам, учитывая которые, определяет месторасположение болезни.

Тот врач, который исследует пульс и знает, находит в цунь-коу пустоту или полноту, учитывая которые, определяет в каком из органов чжан или фу располагается болезнь.

Канон гласит, что тот, кто познает внешнюю сущность предметов, имеет совершенную мудрость; но тот, кто познает внутреннюю сущность предметов, имеет мудрость, превосходящую все мыслимое.

Комментарии:

Ян Сюаньцао комментирует, что если в области печени наблюдается сине-зеленый цвет, значит, больна печень. А если наблюдается красный цвет, значит, сердце захватило печень, но печень тоже больна. Таков пример видения пяти цветов.

Что касается пяти звуков, то, например, если больной хочет петь, значит, больна селезенка.

Что касается опроса, то, например, если больной любит острое, значит, больны легкие, а если любит ледяную пищу, значит, у него внутренний жар.

Что касается исследования пульса, то, например, если пульс струнообразный и сильный, значит, больна печень, а если пульс колоссальный и сильный, значит, больно сердце. Если пульс поверхностный, значит, болезнь находится в полых органах фу. А если пульс глубокий, значит, болезнь находится в плотных органах чжан.

познать причину болезни

В "Лин Шу" сказано:

"Сине-зеленый и черный цвет вызываются болью; желтый и красный цвет вызываются жаром; а белый цвет вызывается холодом". В Трактате "О Внутреннем" тот врач, который обращает внимание на внешний вид больного, зовется совершенным; а тот врач, который обращает внимание на внутреннее и знает болезнь, именуется высшим.

В "Чжэн Цзю Да Чэн" упоминается глава "О Происхождении и Становлении Пяти Органов Чжан" из "Су Вэнь", в которой говорится:

"Если видишь сине-зеленый цвет, похожий на сок травы; желтый цвет, похожий на плод апельсина; черный цвет, похожий на нагар свечи; красный цвет, похожий на свернувшуюся кровь; или белый цвет, похожий на сухую кость, то все они предвещают смерть. Если сине-зеленый цвет напоминает крылья зимородка; красный цвет похож на цвет петушиного гребня; желтый похож на цвет брюшка краба; белый похож на свиной жир, а черный похож на перья вороны, то все эти цвета означают, что больной будет жить."

Также в "Лин Шу" говорится:

"Если на обеих скулах появляются красные пятна величиной с большой палец, хотя состояние больного может немного и улучшаться, тем не менее он неожиданно умирает. Если на лице появляются черные пятна величиной с большой палец, тогда наступает смерть и без проявления болезней".

Еще говорится:

"При осмотре кровеносных сосудов имеются следующие признаки. Если много красного цвета, значит, много жара. Если много синего цвета, значит, много боли. Если много черного цвета, значит, существовало долгое онемение. Если сразу много черного, много красного и много синего, значит, что у больного лихорадка с жаром и холодом, а в теле ощущается боль. Если при осмотре роженицы у нее определяется красное лицо и синий язык, значит, мать будет жить, а ребенок умрет. Но если лицо синее, язык красный и течет слюна, значит, что мать умрет, а ребенок будет жить. Если губы и рот синего цвета, значит, умрут и мать, и ребенок."

Господин Сы Минчэнь говорит: Пять органов чжан имеют свои голоса, а голоса обладают определенным звуком.

Голос печени - выдох, а звук соответствует третьей ступени пятиступенного лада - цзяо. Можно гармонизировать и исправлять, ибо если звук и голос соответствуют друг другу, тогда болезни не будет. Если же звук цзяо становится смешанным, значит, есть болезнь печени.

Голосом сердца является смех и четвертая ступень лада - чжи. Если он является гармоничным и долгим, это значит, что звук и голос соответствуют друг другу и нет заболевания. Если звук чжи смешивается, это означает, что есть заболевание сердца.

Голосом селезенки является песня, а из звуков ей соответствует первая ступень лада - гун. Если он является сильным и гармоничным, это значит, что звук и голос соответствуют друг другу и нет заболевания. Если звук гун смешивается, значит, больна селезенка.

Голосом легких является плач, а из звуков им соответствует вторая ступень лада - шан. Если звук шан легкий и сильный, значит, звук и голос соответствуют друг другу и нет заболевания. Если же звук шан смешивается, значит, больны легкие.

Голосом почек является стон, а среди звуков им соответствует пятая ступень лада - юй. Если звук юй является глухим и глубоким, это значит, что звук и голос соответствуют друг другу и нет заболевания. Если звук юй смешивается, следовательно, больны почки.

Принцип узнавания болезни путем расспрашивания состоит в том, что врач задает больному вопросы относительно его склонностей к пяти вкусовым ощущениям, таким образом узнаются причины возникновения болезней.

В "Лин Шу" говорится:

"Пять вкусов попадают в рот. Каждый из них связан с определенным местом, и каждый из них связан с определенной болезнью. Кислый вкус связан с сухожилиями. Если больной ест много кислого, тогда у него возникает болезнь печени. Соленый вкус связан с кровью. Если больной ест много соленой пищи, у него возникает жажда. Острый вкус связан с ци. Если больной ест много острой пищи, тогда возникает заболевание сердца. Острый вкус движется вместе с ци, входит в сердце и у человека начинается выделение пота. Горький вкус соответствует костям, и если больной ест много горькой пищи, у него возникают приступы рвоты. Сладкий вкус связан с мышцами, и если больной ест много сладкой пищи, тогда у него угнетенное настроение."

Господин Юань говорит, что когда задаешь вопросы относительно привязанности пациента к различным вкусовым ощущениям, то узнаешь причины заболеваний, связанные с ци различных органов чжан и зависящие от определенных пристрастий пациента. Узнавание болезни посредством прощупывания пульса заключается в том, что врач исследует его в цунь-коу. Метод исследования пульса в цунь-коу изложен в первой трудности Наньцзин.

Господин Ван с похвалой отзывается о законах пульсовой диагностики: имеется три участка прощупывания пульса - чи, цунь и гуань. Светлая-жун и защитная-вэй текут, перемещаются и при исследовании пульса ничто не теряется из знания о них. Для почек характерен пульс чэнь (глубокий); для сердца - пульс хун (увеличенный, разливающийся); для легких - пульс фу (поверхностный); а для печени - пульс сюань (струнообразный). Таковы постоянные пульсы каналов. При изучении их не теряется ни малейшей меры из знаний о входе и выходе крови, о ее поднятии и опускании.

За один период кэ на водяных часах ци проходит по сосудам половину цикла, а в течение двух периодов кэ - полный круг и возвращается в цунь-коу. Там можно определять синдромы пустоты и полноты. При познании через исследование внешнего прибегают к рассмотрению предмета глазами и к прослушиванию. При познании через исследование внутреннего прибегают к расспросам и прощупыванию пульса. Но понимание чудесного духа Шэнь соответствует таинству сокровенного. А прозорливость врача сродни глубочайшему прозрению.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.