Трактат Наньцзин - древнейшее сочинение

трактат наньцзин

В каталогах, перечисляющих главные тексты по китайской медицине, трактат Наньцзин, как правило, стоит на втором месте. Он следует сразу после непревзойденного "Хуан Ди Нэйцзин Су Вэнь Лин Шу" и часто упоминается под названием "Ба Ши И Наньцзин" - "Трактат Восьмидесяти Одной Трудности".

Будучи вторым по значению каноническим текстом китайской медицины, Наньцзин был написан позже, чем "Трактат Желтого Императора О Внутреннем" - "Нэйцзин". На это указывает хотя бы сама организация сочинения, в котором половина глав посвящена объяснению и развитию концепций Нэйцзина.

Высказывания из текста трактата "О Внутреннем" приводятся в Наньцзине без конкретных ссылок, просто с указанием, что в Каноне говорится нижеследующее...

Однако, цитируемые места мы находим в разделах "Лин Шу" и "Су Вэнь".

История Наньцзина подобна истории многих других письменных памятников древнекитайской цивилизации. Во многом она остается нераскрытой до сих пор. В частности, мнение исследователей китайской медицины расходится в вопросе, когда и кем было написано это сочинение.

Впервые Наньцзин упоминается в разделе "Трактаты по литературе" сборника "Новой истории династии Тан", который был составлен Оуян Сю и другими в одиннадцатом веке нашей эры. На основании того факта, что Наньцзин еще не упоминается в "Истории Ханьской Династии" (написана Бань Гу в начале нашей эры), средневековый врач Сюй Дачунь высказывает мнение в том, что Наньцзин является более поздним сочинением. Однако, его утверждения нельзя признать убедительными. Согласно одной из распространенных теорий, время написания Наньцзина восходит к эпохам Цинь (III - I вв. до н.э.) и Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Большой обзор предположений, связанных с периодом возникновения трактата, содержится в предисловии Чжун Цзина к трактату "Шан Хань Лунь" ("Раны холода") врача Ли Шичженя, жившего в эпоху Западная Хань. Китайская традиция приписывает авторство текста некоему врачу из княжества Юэ, существовавшего в Китае на юге от Янцзи в первой половине первого тысячелетия до нашей эры.

Представляется интересным упомянуть несколько суждений о Наньцзине, взятых из записок средневековых комментаторов этого трактата. Так, некий Сюань Цао в ипредисловии к "Наньцзин Ши Жань" пишет так:

"Совершенная мудрость врача состоит в том, чтобы следовать Дао. Во времена императора Шэнь Нуна (легендарный правитель Китая 2-го - 3-го тысячелетия до н.э.) использовали растения, корни, металлы и камни, чтобы предотвратить смерть и излечить болезни. Сведения об этом, а также суть всех трактатов мы находим в восьмидесяти одной главе сочинения, которое осталось нам от человека из княжества Юэ эпохи Цинь".

Ван Бо пишет в предисловии к "Трактату Восьмидесяти Одной Трудности Императора Хуан Ди", что это тайное сочинение по медицине:

"В прошлом, придворный врач Ци Бо обучал Желтого Императора Хуан Ди. От Хуан Ди Учение перешло через девять поколений учителей к И Инь. И Инь передал Его Чэну. От Чэна Учение перешло через шесть поколений учителей к Тай Гуну. Тай Гун передал Его Вэнь Вану. Вэнь Ван передал Его через девять поколений учителей врачу И Хэ. От И Хэ Учение перешло через шесть поколений учителей к некоему человеку из княжества Юэ эпохи Цинь. Этот циньский юэсец установил основы Учения в форме предписаний".

Итак, что бы не говорили о происхождении Наньцзина, мы имеем дело с одним из древнейших сочинений, - как минимум, с двухтысячелетней историей.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.