Секреты мудрецов древней цивилизации

древние мудрецы

Обратимся к рассмотрению некоторых основных положений китайской медицины и философии.

Они достаточно полно сложились уже в середине первого тысячелетия до нашей эры. Именно тогда были записаны обобщающие концептуальные философские сочинения:

"И Цзин" (Книга Перемен),
"Дао Дэ Цзин" (Трактат о Дао и Дэ' автора Jiao Цзы),
"Шэнь Нун" (Трактат о лекарственных средствах императора Шэнь Нуна),
"Хуан Ди Нэйцзин" (Трактат О Внутреннем Желтого Императора Хуан Ди),
"Наньцзин" (Трактат Трудные Вопросы).

В дальнейшем мы будем упоминать эти тексты, называя их Канонами китайской медицины. В этих и других, не дошедших до нас сочинениях, излагались оригинальные взгляды мудрецов древней цивилизации на пространство, время, человека - его жизнь и смерть. Мы судим об этих представлениях, в основном, по классическим медицинским источникам, потому что в период царствования императора Цин Ши-хуана (259-210 гг. до н.э.) все книги по философии были уничтожены, кроме трактатов с медицинской направленностью.

Итак, в Трактате "О Внутреннем" (Нэйцзин) выделено девять основных категорий, или законов медицины. Там говорится: "От Неба и Земли происходит все великое множество предметов; и от Начала до Завершения ими управляют Девять законов.

  • Первый закон - это Небо.
  • Второй закон - это Земля.
  • Третий закон - это Человек.
  • Четвертый закон - Время.
  • Пятый закон - Звук.
  • Шестой закон - Ритм.
  • Седьмой закон - Звезды.
  • Восьмой закон - Ветер.
  • Девятый закон - Пространство...

В теле человека эти законы находят себе следующие соответствия:

  • Кожа соответствует Небу.
  • Плоть- Земле.
  • Кровь и пульсирующие сосуды - Человеку.
  • Связки - Времени.
  • Слух - Звуку.
  • Инь-Ян - Ритму.
  • Зубы, лицо, глаза - Звездам.
  • Энергия ци - Ветру.
  • Девять отверстий организма и триста шестьдесят пять его сосудов - Пространству".

Первые три закона - Небо, Земля и Человек символизируют весь комплекс взаимоотношений, которые только могут возникнуть между Космосом, непроявленной Природой и объединяющей их серединой, которую представляет человек.

Философ Мэн-цзы (прибл. 327-289 гг. до н.э.) объясняет эти три закона с позиции внутреннего сознания человека:

"Тот, кто до предела совершенствует свое внутреннее сознание, тот познает свою природу (Землю); тот, кто познает свою природу, тот познает Небо".

В трактате начала нашей эры Наньцзин - "Трудные вопросы" - законы Небо, Земля и Человек проявляются специальным органом "три обогревателя" (сань-цзяо), где верхний обогреватель соответствует Небу, средний - Человеку, а нижний - Земле. В области исследования пульса на лучевой артерии руки также выделяется три уровня, следующих Небу, Человеку и Земле, - верхний, средний и нижний. Более подробно, о характеристиках "трех обогревателей" и о пульсах речь пойдет дальше.

Что касается категории Времени, то она участвует, например, в суточных и сезонных изменениях активности важнейших органов и в циркуляции жизненных сил и крови по организму. Так, в трактате Наньцзин говорится, что "за целые сутки, пока из водяных часов клепсидры изольется сто капель воды, питающая чистая энергия ин-ци и защитная мутная энергия вэй-ци совершат двадцать пять переходов в области Ян тела и двадцать пять переходов в области Инь тела, что составляет целый оборот энергии". Или, выводится зависимость между временем года и характером пульса человека: "От первого месяца до второго месяца весны правит Малый Ян. Силы ци природы в это время еще крошечные и малые. Потому и пульсовая волна наступает и отступает без своей обычной силы".

В отношение пятого закона "Звук", древние врачи полагали, что состояние любого явления может быть выражено звуком или вибрацией определенной частоты. Когда древний философ приступал к исследованию предмета, он обращал все внимание не на интеллектуальную его оценку, но на трансцендентальное интуитивное восприятие состояния его "энергетической вибрации". В Наньцзин говорится следующее:

"Тот, кто слушает и познает, именуется совершенномудрым.../он/ вслушивается в звуки и после этого приступает к лечению больного... Тот, кто познает внутреннюю сущность предметов, имеет мудрость, превосходящую все мыслимое."

Получается, что уяснение биоэнергетического состояния пациента уже позволяет определять болезнь и выбирать методы лечения.

Обсуждая закон "Ритма", вспомним концепцию древних китайцев о первоэлементах, которые лежат в основе всех вещей и явлений. Одно из наиболее ранних упоминаний о ней мы встречаем в книге "Речи Царств" ("Го Юй"): "На восьмом году правления Чжоусского Ю-вана (782-771 гг. до н.э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнского Хуань-гуна, говорил:

"А ведь гармония фактически рождает все вещи, (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)...

Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнем, создавая благодаря этому все вещи". В дальнейшем, представление о взаимных переходах первоэлементов, а вслед за ними и всех им соответствующих предметов и явлений, выразилось концепцией "У-син", что значит "Пять переходов".

пять переходов

Пять плотных органов чжан - основа устроения организма - разделены по пяти первоэлементам.

пять первоэлементов

В эмоциональной сфере человека пяти первоэлементам соответствуют пять эмоций, а в духовной сфере - пять духов.

пять эмоций пять духов

А далее, выделяются пять цветов, пять звуков, пять сезонных вредоносных биоклиматических влияний на человека, пять видов жидкостей организма, и так далее.

Более подробно мы рассмотрим эти взаимодействия в следующих статьях, а сейчас упомянем, в связи с законом "Ритма", китайскую классическую "Книгу Перемен" ("И-цзин").

Существует Высший Предел, который разделяется в этом тварном мире на две силы: позитивную и негативную, Инь и Ян, Небо и Землю, прямую черту "–" и прерванную черту "--". В их взаимодействии и единстве рождается третье, связующее начало, символ которого - Человек. Эти трое образуют восемь возможных сочетаний в виде триграмм "гуа".

триграммы гуа

Из триграмм составляют фигуры по шесть черт - гексаграммы - в их шестидесяти четырех возможных комбинациях. "Книга Перемен" указывает, что гексаграммы характеризуют ритмы любых, самых сложных взаимоотношений и процессов.

Среди ритмических характеристик, которым подчинена человеческая жизнь, выделяют дыхание, ритм пульса, смену дня и ночи, сезоны года и годичные циклы, в соответствие с которыми меняется активность функциональных систем организма. Следует заметить, что все ритмические исчисления производились по следующей шестидесятиричной системе: десять одних символов, именуемых "небесными пнями", и двенадцать других символов с названием "земные ветви" в своих сочетаниях дают шестьдесят пар. С помощью этих пар дают название каждому дню сезона.

Человеческая жизнь подчиняется закону "Звезд". Это означает влияния фаз Луны, движения планет, положения Солнца и звезд в зодиакальных знаках на здоровье и судьбу человека.

древние мудрецы

Законом "Ветра" определяется влияние ветров на самочувствие, а также состояние всего энергетического потенциала человека, обозначаемого понятием жизненные силы "ци". Более подробно мы рассмотрим их в специальной главе.

Законом "Пространства" определяется влияние болезни, присутствующей на том или ином плане нашего многомерного мира, на общий ход течения патологических процессов в организме. Это указывает на необходимость учета врачом "тонких" составляющих заболевания, например, тех, которые определяются экстрасенсорно. Древние философы были знакомы с явлением многомерности мироздания. Так, например, некоторые виды жизненной силы ци, движущейся по каналам внутри тела, представлены на более "тонких" пространственных мерностях.

Несколько отступая от общего хода изложения, заметим, что представления о многомерности составляли часть даосского учения о "внутренней алхимии", исследовавшего возможности познания многомерного мира через развитие сознания и через практику психофизических и медитативных упражнений йогического типа. Процесс этого самосовершенствования и обретения возможности управлять космическими законами считался сакральным.

Чтобы уберечь знания от непосвященных, они облекались в химические символы "лабораторной" алхимии. Древняя эзотерическая философия рассматривала человеческое сознание, как инструмент для проникновения в иные, высокие мерности пространства. Вместилищем сознания считалось сердце и его дух Шэнь. У средневекового философа Лу Цзююаня есть изречение:

"Четыре стороны, верх и низ обозначают пространство; прошлое и настоящее обозначают вечность. Пространство и вечность - это мое сердце, а мое сердце - это пространство и вечность".

Из этого и подобного этому представления о значении сердца и сознания китайский даосизм выдвигает стройную систему самосовершенствования и постижения человеком своей природы, единой с устроением всей Вселенной. Тот же философ провозглашает:

"Внутренние дела пространства и времени - это мои внутренние дела... Все предметы стоят, как деревья в лесу, в моем сердце величиною в квадратный цунь".

Можно долго обсуждать различные формы и методы подобного "внефеноменального развития" древнекитайских философов и врачей, но мы остановимся на уже сказанном и приступим к более подробному рассмотрению конкретных трудных вопросов китайской медицины.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.