Энергия ци и вредоносная энергия се-ци

энергия ци

Как уже говорилось, термин ци - это достаточно многозначная категория китайской философии. Во всяком случае, "Большой толковый словарь китайских иероглифов" предлагает около тридцати различных его значений. В целом, ци - это фундаментальная субстанция, лежащая в основе устроения Вселенной, где все существует благодаря ее видоизменениям и движению.

Наиболее древние изображения иероглифов в виде пиктограмм, существовавшие еще в эпоху бронзы, позволяют нам точнее уяснить для себя значение этого термина: значение термина ци. Слева внизу здесь изображается готовое взойти зерно с распадающимися оболочками, что связано с представлениями о развитии жизни, о расширяемости и цикличности. Три черты вверху символизируют категории: Небо, Землю и Человека, то есть проникновение ци повсюду.

Во Вселенной ци может присутствовать в своей "истинной", "правильной" форме (чжэн-ци): чжэн-ци. Верхняя горизонтальная черта изображает Небо, Единое, Дао, а под ним помещается изображение ноги, следующей Высшим, правильным законам Дао. (Вот обычное изображение этого иероглифа - .)

Противоположной формой ци является вредоносная энергия (се-ци): се-ци. В левой половине пиктограммы изображены крепко стиснутые кусающие челюсти, символизирующие неповиновение власти и времени. Власть символизирует изображение яшмовой печати в правом нижнем углу рисунка, а о времени напоминает круг в верхнем правом углу. (Обычное изображение этого иероглифа такое - .)

Виды вредоносной се-ци - это Жар, Холод, Влажность, Ветер и Сухость. Болезни возникают от поражения организма с ослабленными защитными силами одной из пяти вредоносных се-ци. В сорок девятой трудности Наньцзин перечисляются болезни, вызванные вредоносной-се:

  • Вхождение Ветра (чжун-фэн),
  • Рана Зноя (шан-жэ),
  • Еда и Питье, вызывающие усталость и при истощении (инь-ши-дун-шан),
  • Раны Холода (шан-хань),
  • Вхождение Влажности (чжун-ши).

В "Чжен Цзю Да Чен" говорится, что синдром полноты характерен для поражения внутренней вредоносной-се. А синдром пустоты характерен для поражения внешней вредоносной-се. Это высказывание связано с тем, что вредоносная-се видоизменяется после долгого пребывания в теле.

В Наньцзин дается понятие лихорадочных заболеваний, вызванных внедрением внешних биоклиматических сил се. Все они называются ранами холода. Существует пять таких ран:

  • Вхождение Ветра (чжун-фэн);
  • Рана внешнего Холода (шан- хань);
  • Поражение Влажностью по типу дизентерии (ши-вень);
  • Горячка по типу воспаления легких (же-бин);
  • Эпидемическое Заболевание Влажности (вень-бин).

В самом человеке и в приложении к надобностям китайской медицины термином ци могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей, а кроме того, вдыхаемый воздух тоже называется ци.

Каноны уподобляют движение ци кругу без начала и конца, и предупреждают, что законы ее циркуляции не позволено нарушать никому. Отмечается, что ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи - увлажняет кожу через поры.

Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т.д.). Принято считать, что иньские сосуды питают пять органов - хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов- чертогов фу.

Канон указывает, что ци может приходить "от прошлого Неба" и "от будущего Неба".

С "прошлым Небом" связано все, что получает человек от своих родителей. В момент зачатия сливается ци матери и отца, образуя "изначальную ци" (юань-ци) будущего ребенка, то есть его наследственную энергию. Количество изначальной ци всегда ограничено и постоянно тратится в течение жизни. Когда же исчерпывается все количество юань-ци, даже не выглядящий больным человек умирает.

К "прошлому Небу" относится еще и сексуальная эссенция цзин, которая начинает накапливаться во внутриутробном периоде развития плода. Пиктограмма цзин "пиктограмма цзин" содержит слева изображение потока реки - символ текучести; вверху справа - символическое изображение возницы - указание на управление и регулировку процессов; внизу справа изображается алхимическая печь с плавящимся в ней элексиром-киноварью - это символ чистоты и зарождения нового. Цзин тесно сопряжена с юань-ци и определяет в зрелом возрасте уровень сексуальной потенции мужчины и репродуктивную способность женщины, а также уровень здоровья организма в целом. В результате полового акта и наступления оргазма, цзин растрачивается: или бесследно сгорает, или расходуется на образование юань-ци ребенка.

К категории ци "будущего Неба" относятся такие ее виды, которые могут формироваться и восполняться уже после рождения. Так, с воздухом, водой и пищей образуется "основная ци" (цзун-ци), которая контролирует дыхательную функцию легких и работу сердечно-сосудистой системы. Та форма жизненных сил ци, которая возникает от жидкостей и пищи, питает все органы и ткани, а в итоге, приводит к образованию крови, называется светлой энергией жун-ци или питающей энегией ин-ци. Пиктографическое изображение иероглифа светлой жизненной силы жун: жун-ци - указывает на наличие некоего огражденного и защищенного пространства, над которым светят два огня. В этом пространстве находится дворец. (Вот обычное написание иероглифа - жун-ци.)

Изображение питающей-ин: питающая-ин - выглядит почти сходным образом, только вместо дворца, в защищенном пространстве находится растение, которое питают и греют. (Обычное написание иероглифа такое - питающая-ин.)

Все, что остается от переработки пищевых продуктов и жидкостей в орагнизме и не входит в структуру "питающей ци”, идет на формирование защитных сил организма - "вэй-ци". Пиктографическое изображение защитной-вэй: защитная-вэй - состоит из фигур двух человек слева и справа, которые движутся по кругу, как часовые. (Обычное написание иероглифа такое - вэй-ци.)

Вэй-ци движется вне каналов и сосудов на поверхности тела и под кожей, охраняя организм от вредоносной се-ци.

Если же попытаться реконструировать процесс формирования новой ци в теле, то каноны считают следующее:

У человека вода и пища попадают в желудок, и там чистые жидкости входят внутрь, а из их эссенции в селезенке начинается образование крови. Оставшееся чистое, светлое начало вновь образует питающую ци, а мутное, нечистое начало проходит в толстый кишечник, тонкий кишечник и мочевой пузырь.

Светлое начало ци (жун-ци) соответствует Ян, а мутное начало соответствует Инь. Янская ци продвигается в сердце и легкие. Иньская ци формирует защитные силы организма (вэй-ци), которые, исполнив свою роль, проходят через тонкий и толстый кишечник и выводятся наружу. Кроме того, защитная вэй-ци теряется непосредственно через кожу.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.