От эликсира «вечной молодости» к долголетию

вечная молодость

Всегда ли старость приходит вовремя, можно ли задержать молодость, почему ушли от поисков «эликсира жизни», что такое старение; какое различие в календарном и биологическом возрасте; чем характеризуется социальный возраст человека?

Сколь бы ни были индивидуально разными живущие на Земле люди, все они едины в органической своей сути. Они проходят через три главных этапа: рождение, течение жизни, ее конец. Все рождённые смертны, а жизнь - процесс чередования различных возрастных стадий. За младенчеством приходит детство, его сменяет юность, затем наступает зрелость, за ней следует пожилой возраст, потом - неизбежно - старость. Стадия старости в эволюции человеческой жизни так же естественна, как и другие. Она результат старения организма.

Все это тривиально, отметит читатель и будет прав. Пока. Ибо спросите вслед за этим себя: а всегда ли старость наступает вовремя? А потом, что значит - вовремя? И ещё вот о чем: можно ли приход старости хоть как-то затормозить, то есть отодвинуть?

Задав себе эти вопросы, вы поймёте, что тривиальное не так уж тривиально.

Наступление на старость, борьба за удлинение срока здоровья и активности идёт по двум основным направлениям. На одном изучают, почему длинна жизнь долгожителей. На другом ведут поиски закономерностей, объясняющих, как организм стареет, пытаются проникнуть в физиологические механизмы старения.

Необходимость идти именно по этим двум направлениям стала понятной далеко не сразу. Этому предшествовали блуждания, неизбежные на длительном пути поисков. Ведь необходимость борьбы за продление жизни люди поняли, как только осознали ценность жизни.

Сначала о сути жизни, ее сроках, о приходе конца задумывались и все старались объяснить жрецы, колдуны, маги. К какому мнению они пришли? Мнений было много.

Но это были мнения жрецов, колдунов, магов. Мнения ненаучные, окрашенные мистикой и основанные на ней. Конечно, нам не следует все огульно отрицать: и тогда, в далёком прошлом, встречались люди наблюдательные, интуитивно доходившие до понимания, что вера в чудо, в сверхъестественное - не тот путь, который может привести к разгадке.

Одним из самых давних выводов, основанных на наблюдательности и мудрости, было убеждение древнеримского философа Сенеки: умение продлить жизнь - в умении не сокращать ее.

В средние века усиленными поисками продления жизни занимались алхимики, убеждённые в обязательном действии на человека «эликсиров молодости». Вероятно, эликсиры были разными. Известно только, что «эликсир жизни», приготовленный в XV веке Парацельсом, представлял собой нечто вроде капель, которые ввёл в обычную терапевтическую практику известный врач XVII столетия Гофман. Появившийся в XVIII веке «эликсир долгой жизни» графа Сен-Жермена был настоем сандалового дерева, александрийского листа и укропа. А такие кудесники, как Казанова и Калиостро, свои способы «омоложения» скрывали.

Но в том же XVIII веке один из популярнейших врачей Европы, друг Гёте, Гуфеланд написал очень интересную книгу. Всему, что делалось раньше,- борьбе за молодость, он противопоставил свой подход. Его книга называлась «Искусство продлить человеческую жизнь». В ней с позиции медицинских воззрений тех лет он рассказал о факторах, влияющих на долголетие, дал рекомендации по личной гигиене, режиму труда, борьбе с излишествами. Книга пользовалась большим успехом, была переведена на все европейские языки, 5 раз выходило ее русское издание. Работа Гуфеланда долго оставалась единственной в своем роде.

Поиски способов задержать молодость или вернуть молодость долго ещё оставались заманчивыми и привлекательными. И вдруг - сенсационная весть: в 1889 году француз Ш. Броун-Секар добился будто бы желанной цели. Он сделал себе инъекцию свежей вытяжки из семенников собак и кроликов, то есть применил научный метод воздействия на организм. Но увы, сенсация не состоялась. Обсуждение смелости экспериментатора не перешло в безусловный успех эксперимента: опыты стойких результатов не дали. Как не было стойких результатов и в других попытках «омоложения» с помощью гормонов.

Но уже тогда были предприняты и первые попытки подойти к проблеме продления жизни с другой стороны - проникнуть в тайны старения.

Немецкий зоолог и эволюционист А. Вейсман видел причину старения в том, что организм теряет способность обновлять клетки, а этот процесс закреплён в генетической программе.

Русскому биологу И.И. Мечникову старение представлялось противодействием гармонии человеческой природы какими-либо дисгармониями. А устранение дисгармоний, по его мнению, возможно лишь с помощью «рациональной макробиотики».

Убеждённым противником попыток «омолодить» человека выступал советский академик А.А. Богомолец. Он считал, что можно затормозить процесс старения разумным управлением своей жизнью. Главный принцип управления - работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна не должна быть забыта, но ни одну нельзя и перегружать. Преждевременную старость академик Богомолец связывал с состоянием соединительной ткани, которая, по его мнению, раньше всего старится.

Так произошёл поворот от поисков «эликсира вечной молодости» к изучению механизмов старения - к истинно научному подходу к проблеме продления жизни. Исследователи старались проследить процесс старения от молекулярного уровня до уровня функционирования всего организма в целом. Фронт этих работ расширился необычайно. Не удивительно поэтому, что только за последнее десятилетие число публикаций по геронтологии составило свыше 60 тысяч, а гипотез старения на сегодняшний день выдвинуто около 300.

Делает ли такое обилие публикаций и гипотез более простым и ясным ответ на старый как наш мир вопрос: что такое старение? Утвердительный ответ «да» возможен, но произносить его следует осторожно, поскольку исследования проблемы ещё далеки от завершения. Что же науке уже известно? Прежде всего то, что старение - в какой-то мере синоним разрушения. Оно изменяет деятельность клеток, органов, систем, всего организма. Оно расшатывает работу физиологических систем. Оно ограничивает приспособительные способности.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.