Может ли человек «перепрыгнуть» через себя

сохранить здоровье

Может ли человек «перепрыгнуть» через себя, соблюдая непременное условие - сохранить в подобном прыжке здоровье? Мы ответим на вопрос положительно. Ведь человек «перепрыгивал» через себя всякий раз, когда социальными усилиями - опосредствованно, не затрагивая природу организма,- добавлял себе качества, в которых ощущал нехватку. Сначала он вышел из эволюционной экологической зависимости робко, но верно, утеплив окружающую среду вокруг себя одеждой и жилищем. Затем он неуклонно занялся наращиванием силы. Изобретая многочисленные орудия и механизмы, он преодолевал ограничения, обусловленные телесной организацией. Человек периода научно-технической революции - истинное дитя своего времени, он окружил себя бесчисленными и многообразными механическими и интеллектуальными помощниками благодаря им стал сильнее, прибавил себе «дополнительные органы чувств», с помощью которых способен теперь получать информацию, ранее для него недоступную... Жизнь без сверхзоркого электронного глаза, сверхчувствительного уха - радара, сверхумелых рук - манипуляторов и роботов, сверхбыстрых электронно-вычислительных «интенсификаторов» интеллектуальных операций, сверхточных улавливателей внешних раздражений и многих, многих других устройств просто невозможно себе теперь представить.

От человека к этим приборам перешло управление, контроль, регулирование. Интеллектуальным машинам он передал функции сбора, переработки и хранения информации. Конечно же, человек, «вышедший» непосредственно из производства и, говоря словами Маркса, вставший рядом с ним, физически и психологически чувствует себя по-другому.

Из-за утраты возможности все сделанное «пощупать своими руками» (проверить правильность работы на разных ее стадиях) человек повысил в себе чувство ответственности за свое дело, возложил на себя дополнительный эмоциональный груз. Мнимая роль стороннего наблюдателя, от которого скрыт сам процесс труда, роль некоего пассивного участника, имеющего лишь «сырье» и видящего «готовый продукт», далеко не всем даётся легко и часто оставляет следы нервной и физической усталости.

Однако само собой напрашивается возражение: разве человек первый раз привыкает к новому? Привыкал он, кстати сказать, тоже тратя повышенную эмоциональную энергию, и к паровой машине, и к автомобилю, и к радио. Привыкнет и к манипуляторам, и к роботам, и к диалогу с компьютером. Привыкнет. И привыкает. Правда, в результате неизбежной платы за новое качество в мире, за новое положение в производственном процессе и жизни, за новый «стиль» общения в природной и социальной внешней среде. Но освоиться с умением управлять дополнительными «усилителями» интеллекта труднее, нежели пользоваться помощью любых приспособлений, добавляющих людям физическую силу.

Соотношение между собственной природой и «расширением» собственной природы заставляет человека приводить в движение его потенциальные возможности. Для этого требуются и резервные мощности организма, и запасы «количества здоровья», и постоянная доводка личной динамической нормы до совершенства. Для этого нужно справиться и с психологическим фактором, связанным с ускорившимся темпом жизни, скоординировать его с внутренним ритмом, чтобы в меньшей степени подвергаться риску срыва, нервозности - стресса.

Поэтому и стоит в наши дни так остро вопрос об улучшении физического и психического здоровья, связи его со всей стратегией жизни.

Приверженец парадоксов Бернард Шоу известному древнему афоризму «В здоровом теле - здоровый дух» противопоставил свой: «Здоровое тело - продукт здорового рассудка». Очень соответствуют такие слова правильному отношению к здоровью в наше время. Ведь если бы мы спросили современного врача, какую из общемедицинских проблем он назвал бы кардинальной, то услышали бы скорее всего в ответ: обеспечение здоровья людей в условиях постоянного изменения медико-биологических стандартов жизнедеятельности человека.

В одном из недавних выступлений, касающихся медицинской науки, академик Е.И. Чазов определил глубинную суть той задачи, которая может быть решена (и решается на практике) только на основе комплексного подхода. Он сказал: «Здоровье общества - необходимое условие развития производительных сил». Здоровье общества в данном контексте и ставится, и понимается в неразрывном единстве с развитием общества. Проблема и ставится, и понимается как проблема здоровья в реальных условиях существования человека.

Столь серьёзная и важная в социальном и медикобиологическом понимании задача включает множество вопросов, направлений, аспектов, тенденций. Но так или иначе, все они касаются охраны здоровья и борьбы с болезнями. И в нашем разговоре о здоровье здорового человека нельзя, хотя бы кратко, не затронуть темы: достижения современной медицинской науки.

Известно, что долгую историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема охраны здоровья и борьбы с болезнями. Решало ее общество теми средствами, которыми обладало. Это характерно и для нашего времени. Однако врач в век научно-технического прогресса отличается от своего коллеги, жившего даже на рубеже XIX и XX веков. Работа современного врача и сложнее, и легче.

Почему?

Прогресс науки и техники оказал заметное влияние на все направления медицины, на весь ход врачевания. Сейчас иная диагностика болезней, иной лечебный процесс, иные принципы профилактики заболеваний.

Красноречивый пример тому - диагностика. Раньше, основанная на наблюдательности, интуиции, опыте - опыте самого врача и опыте предшественников, она более походила на искусство, чем на научный метод. Врач и писатель В.В. Вересаев в «Записках врача» отмечал, что медицина входит в роли искусства, а не науки, что диагнозы часто неточны, а лечебные средства малоэффективны. Считалось весьма удачным, если 30 процентов диагнозов оказывалось правильным. К высшим достижениям диагностики относили распознавание инфаркта или хронического гепатита, определяемые сейчас практически каждым врачом.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.