Философия здоровья

философия здоровья

И здесь сам собой как будто напрашивается вопрос: зачем нам при разговоре о здоровье залезать в философию, зачем, ставя частную, казалось бы, задачу, касаться одной из фундаментальных философских проблем - что есть человек?

Все дело в том, что задача-то как раз далеко не частная, а понятие здоровья не сводится - особенно сейчас! - к тому однозначному его истолкованию, к которому мы издавна привыкли. Поскольку то, что человек при рождении «получает» от природы, может реализоваться и развиться только в обществе, стало быть его здоровье определяется и биологическими предпосылками, и социальными условиями и взаимодействием организма с окружающей средой. Поэтому, говоря о здоровье, нельзя упускать из виду его конкретную связь с общественными отношениями и «параметрами» внешней среды, связь, объясняющую различные в разное время медицинские стандарты нормальной жизнедеятельности, меняющиеся представления о характеристиках здорового человека.

Особенности жизни в условиях научно-технической революции, то есть в наше время и в нашей реальности, сместили некоторые привычные акценты в положении «большой тройки»: человека, общества, природы. Материальная деятельность людей буквально у нас на глазах все интенсивнее вплетается в жизнь природы, все теснее взаимосвязь природных процессов с общественной практикой. Не фон, не внешняя сфера для деятельности, не кладовая богатств для потребления, а средство человеческого развития, неотъемлемая составляющая бытия - вот что такое природа, в которой человек выступает как преобразователь, как конструктор своей жизненной среды.

В результате производственной практики человечество превратилось в мощную преобразующую силу, способную сотворять «вторую природу» - техносферу. Оно стало силой, способной перекраивать материю планеты применительно к своим нуждам и потребностям. Малой доле живого вещества планеты, которую представляет человечество,- всего лишь 0,0002 процента - свойственна сила, по воздействию на природу сравнимая с колоссальной Силой геологических процессов. Причём действие этой планетарной силы человечества стало проявляться значительно быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы.

Выигрывая по скорости в возникшем беге наперегонки с природой, человечество выходит победителем не без потерь. Сейчас, как никогда раньше, вырисовывается зависимое положение человека в сложной системе, называемой экологической.

Чтобы представить себе, что такое равновесие экологической системы и как выглядит зависимость одного звена в ней от другого, можно воспользоваться шуткой Чарлза Дарвина, объясняющего экологические «азы» на примере зависимости урожая клевера от количества старых дев в Лондоне. Скорее всего многие не знают, что клевер опыляют шмели: только их длинному хоботку доступно проникнуть внутрь цветка. Шмели же обитают в норах мышей-полевок, которые шмелями питаются. Выходит, чем меньше полёвок, тем больше шмелей. Мыши, в свою очередь, зависят от кошек: чем больше кошек, тем меньше мышей. Кошек больше тогда, когда больше старых дев - всем известна привязанность одиноких женщин к кошкам. И выходит: чем больше старых дев, тем выше урожай клевера. Это, конечно, шутка, но шутка многозначительная.

Экологическое равновесие для всех обитателей Земли «удобно», поскольку для всех сохраняются привычные и наилучшие условия жизни. Производство же, вооружённое наукой и оснащённое современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность которых есть наша колыбель и наш дом - среда обитания.

Созданная людьми «вторая природа» реальна и значима. Нельзя оставлять без внимания ее долю в жизни современного человека. С нею, как и с первозданной природой, необходимо считаться. Вернее, с нею невозможно не считаться. Ведь усиливающееся «давление» общества на природу, созданный трудом предметный мир породил и порождает новые физические, химические, динамические показатели условий жизни. Они не просто заставляют естественную среду тесниться, освобождать для них место. Они преобразуют естественную среду, придают ей качественно иной характер. А это вносит коррективы, перемены и в ход естественных процессов в организме человека. Новые отношения между организмом и окружающей средой, между человеком, обществом и природой отражаются на физическом и психическом состоянии людей, на их самочувствии, то есть здоровье.

Наука теперь убеждена: живое, неразделимое взаимодействие человека и окружающей среды в его историческом развитии - вот действенное направление исследований. Его называют экологическим подходом к проблеме, позволяющим рассматривать не предметы, вещи, явления, а соотношения и связи между ними. Экологический взгляд на мир вскрывает динамику отношений системы «человек - общество - природа». Он позволяет изыскивать способы быть внимательным к природе и научить человека быть ей полезным. Это необычайно важно и для природы, и для человека.

«Сейчас создалось драматическое положение, когда и трудно и необходимо предвидеть все последствия применения мощных средств науки и техники, и трудно и необходимо прогнозировать последствия их воздействий на природу и, стало быть, на будущее человечества. Ведь мы передаём потомкам не только материальную культуру, науку, художественные ценности. Об этом человечество всегда помнит. Точно так же оно должно научиться помнить, что передаёт потомкам и природу. Она «имеет право» быть причисленной к непреходящим ценностям, которые не беречь и не охранять преступно.

Потому-то человечеству столь необходимо обострённое осознание своей природности, своих биологических начал, своего живого «тела». А человеку, единому в трех своих ипостасях - индивида, индивидуальности и личности - столь же необходимо осмысление своего положения в сложной системе «человек - общество - природа».



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.