Эргономика труда

эргономика труда

Все, о чем до этого рассказывалось, характеризует подход к проблеме человека на рабочем месте с двух позиций: с «механоцентрической», когда человека, его физиологические и физические особенности «примеряют» к машинам, технике, и «антропоцентрической», когда, наоборот, машины, технику оценивают с точки зрения его возможностей. Но учёные убедились, что в современных условиях этих двух подходов уже недостаточно. Чтобы определить, как влияет труд и его условия на здоровье человека, проблему надо рассматривать в «трех измерениях»: человек - машина - среда.

Так проблема человека на рабочем месте приобретает совсем другой смысловой акцент, она вписывается в общее русло комплексного изучения человека. Уже не техника при человеке и не человек при технике, а согласованное взаимодействие физических, физиологических и психических особенностей человека со свойствами технических средств и с условиями их функционирования в среде ставится во главу угла.

Три разных звена - живой мыслящий организм, искусно созданное им искусственное орудие и внешняя среда - должны согласовываться друг с другом.

Как распределяются их роли, как строится их «взаимопонимание»? Наверное, ясно, что «человеческий фактор» формирует саму систему, машина - средство, включённое в деятельность, а среда - то поле, где они действуют. Эта неразрывная «триада» - главный предмет изучения для новой науки - эргономики.

Вот перечень различных областей знания, на которые опирается эргономика: социология труда и конкретные социологические исследования, социальная психология, экономика труда, физиология и гигиена труда, психогигиена и психоневрология, психофизиология труда, анатомия человека, психология труда, инженерная психология, педагогическая психология, научная организация труда, охрана труда, дизайн, кибернетика, системотехника.

Даже простое перечисление говорит о том, как широк круг охватываемых эргономикой проблем, как велико внимание эргономики к здоровью и работоспособности человека. Это вполне естественно, поскольку цель новой науки - на перекрёстке всех ее путей найти ответ на триединую задачу: повышение эффективности деятельности человека, всестороннее развитие личности, сохранение здоровья людей.

Завершая статью, чувствую, что надо сделать одну существенную оговорку, иначе читатели отнесутся ко всему сказанному с недоверием, а то и с раздражением. Что нам автор толкует о полезной для здоровья окраске помещений - красят тем, что попадёт под руку и что есть под рукой; что он убеждает нас о вреде производственного шума - поди избавься от него, если современная техника рычит порой так, что собственного голоса не слышно; что автор говорит о каких-то там комфортных нормах организации рабочих мест, когда зачастую приходится работать в условиях, какие объективно существуют, и других по разным причинам быть просто не может? Автор парит где-то в облаках, а ему бы надо спуститься на «грешную» землю...

Все это, разумеется, так. Разрыв между тем, что наука считает полезным для здоровья, и тем, что человеку может предложить современное производство, конечно же, есть, нередко довольно значительный. Но, во-первых, очень часто мы сами способствуем углублению подобного разрыва, не зная и недооценивая достижений науки. Во-вторых, одна из качественных особенностей современного научно-технического и социального прогресса как раз в том и состоит, что создаются все более и более рациональные, здоровые условия для жизни и деятельности человека.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».