Ценность бытия человечества

бытие человечества

В условиях повышенных требований к «внутренним ресурсам» человека, одним из которых является здоровье, ещё больше возрастает сейчас и ценность бытия человечества, и ценность жизни отдельного человека. Мы становимся свидетелями знаменательного «поворота» науки к человеку, к небывало широкому входу ее в традиционные и вновь рождённые области знания о нем. Так или иначе, непосредственно или через различных - иногда, казалось бы, чрезвычайно далёких - «посредников» человек и связанные с ним и его бытием проблемы все больше и больше становятся главной темой едва ли не для всех научных дисциплин.

Человека как «комплексную систему», как естественный комплексный феномен ныне в разных планах и со стороны разных свойств и характеристик изучает примерно 800 научных дисциплин, причём из них около 500 естественнонаучного цикла, остальные - гуманитарные, общественные. А в последнее время к ним добавились ещё и технические.

Общественные науки исследуют социальное бытие человека и специфические закономерности этого бытия; в их «ведении» находятся также вопросы взаимосвязи и взаимодействия человека, природы и общества - в историческом плане, и в плане прогнозирования.

Для наук естественного цикла человек представляет интерес как продукт биологической эволюции, но продукт, которого природа «наградила» разумом и благодаря этому «позволила» ему занять особое положение в мире, оставаясь при этом его органичной частью. Отсюда вторая задача многих естественных наук - познать механизмы воздействия человека на природу и последствия такого воздействия, определить границы ее устойчивости, чтобы, преобразуя среду обитания для своих нужд, человек в процессе хозяйственной деятельности не ухудшал условия своего существования, а, наоборот, улучшал их.

Медико-биологические науки вплотную занимаются человеком как живым существом. Они - главные ответчики за его здоровье и главные же советчики, как его сохранить, как жить в резко меняющихся природных условиях; они же стремятся чётко установить, что относится к слагаемым активного долголетия, а что является коварным и беспощадным врагом.

Технические науки, коротко говоря, участвуют в разработке необычайно разных по профилю, характеру и содержанию задач, составляющих основу всего, из чего складывается материальное существование людей. Градостроители и архитекторы, например, стараются наилучшим образом организовать среду обитания. А заботы их немалые: строительство жилья, функционально и эстетически удовлетворяющего потребности общества, озеленение городов, борьба с шумом, «увязка» мест работы с местом жительства, создание сети рекреационных - восстановительных - систем...

Совсем не преувеличением следует считать утверждение, что к комплексному изучению человека подключилось также искусство, которое есть не что иное, как «практически-духовное» освоение мира. Искусство своими специфическими средствами воссоздаёт (можно сказать: моделирует) человека во всех его проявлениях, способствует эмоционально-достоверному проникновению в глубины человеческого в человеке.

Комплексное изучение человека - не некая дань моде, увлечению. Оно продиктовано самой жизнью, уровнем развития современного общества. Что же касается нашей страны, вступившей в этап развитого социализма, то комплексное изучение человека - прямой социальный заказ. Успешно выполнив его, наука поможет, естественно, добиться того сдвига в хозяйственном и социальном прогрессе, который, как сказано в одной теоретической работе, «...предстоит осуществить ради человека и через человека».

Основываясь на комплексных знаниях о себе, человеке, каждый может открыть невыявленные способности, реализовать их в собственном развитии. В этом один из важных, благородных и практически весомых результатов изучения человека наукой.

Знайте, говорит современная наука всем и каждому, субъективный мир огромен и глубок, поле деятельности человека широко. Люди отличаются друг от друга индивидуальными особенностями, способности у всех разные, разнонаправленные, разнохарактерные. И это не минус, а плюс. Здесь таятся огромные резервы в повышении общественной роли того, что в теории управления именуется человеческим фактором производства.

Именно поэтому наше общество делает все от него зависящее, чтобы как можно ярче проявилась на общественную пользу индивидуальность каждого, чтобы каждый мог найти себя и свое место в жизни, чтобы люди были здоровыми и сильными, жили активно и могли достичь высокого совершенства в той сфере трудовой деятельности, которую они избрали для себя в соответствии с призванием.

Кто-то из юмористов призывал: стань любопытным, интересуйся самим собой. В данном случае вполне уместно прочитать этот призыв без иронической интонации. Любопытство к самому себе должно стать делом очень серьёзным и очень ответственным, поскольку позволит лучше узнать себя.

Восхождение к вершине своего «я» естественно начинать с рационального отношения к собственному здоровью. Оно - всему голова. Каждый постепенно приходит к мысли, что обретение здоровья - процесс в определённой степени управляемый. Люди в состоянии вести и приводить себя к здоровью.

Конечно, очень редко встретишь человека, у которого когда-нибудь что-нибудь не болело. То простудился, то голова тяжела, то сердце зачастило... Однако обычно это временное нездоровье практически здорового человека. Но даже и временного недомогания часто можно избежать, если предостеречь себя от него.

Сегодняшний человек не имеет права - в такие условия он поставлен - считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Это истина. Ее только надо себе почаще напоминать, чтобы накрепко запомнить. Причём запомнить, что культура здоровья предполагает не «накопительство» полезных, важных знаний, не «собирательство» руководств и рекомендаций для расширений общего кругозора. Нет, она предполагает активное использование почерпнутых знаний, умение применить их в каждодневной практике.

Культуру здоровья определяет прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Для этого, во-первых, необходимо понять условия, в которых мы живём, знать характеристики окружающей среды.

Во-вторых, изучить - именно изучить! - свои индивидуальные качества и особенности.

В-третьих, разумно соотнести «субъективного себя» с объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него, войти без ненужных и подчас болезненных потерь на всевозможные лишние, неоправданные «притирки», «доводки», «перестройки».

В-четвёртых, смотреть на свое здоровье по-государственному: помнить, что предупредить болезнь легче, чем лечить, что здоровье во многом зависит от правильного образа жизни.

Наука предоставляет добытые ею знания, вооружающие в борьбе за здоровье, помогающие понять, что должен делать человек, чтобы не допустить болезни. Однако недаром говорят, дай ученику 100 учителей, они не заставят его сделать то, чего он не захочет сделать сам.

Жить, возможно дольше оставаясь практически здоровым,- достижимая цель, она должна стать нормой истинно культурного человека. Но ему следует этого захотеть - активно, деятельно, по внутренней потребности, по искреннему убеждению.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.