Стимулирование умственной работоспособности

умственная работоспособность

Помимо общих психогигиенических мероприятий существует целый ряд апробированных в медицинской профилактической практике особых приемов и специальных способов поддержания и стимулирования умственной работоспособности. Важную группу составляют психологические средства. К ним относится «щажение» памяти, освобождение ее от загруженности мелкими каждодневными делами. Для этой цели хорошо использовать записные книжки, ежедневники, при помощи которых можно планировать не только текущий день, но и неделю, месяц. Полезно иметь каталоги, отдельные тетради для записи протоколов, отчетов о проведенных дискуссиях, семинарах, политинформациях.

Такое ограждение мозга от информационного «шума» облегчает его работу на главных, магистральных направлениях, не отвлекая от размышлений над более сложными проблемами. Но в то же время излишнее его «щажение», оберегание от усилий, вызывающих утомление, как это ни парадоксально, ослабляет возможности мышления, вообще психической деятельности. Не следует забывать, что мозг состоит из миллиардов чрезвычайно сложных и активных нейронов, которые практически безостановочно функционируют. Таким образом, мозг постоянно трудится и всегда нуждается в работе, которая необходима для его здорового состояния. Уместным может быть весьма условное, но в принципе правильное его сравнение с мышцей, которая без деятельности и тренировки атрофируется.

Современные исследования, как уже отмечалось, показывают, что мозг можно и нужно тренировать. Хорошо использовать специальные и регулярные (лучше ежедневные) тренировки отдельных психических функций, особенно памяти. Попробуйте взглянуть на какой-либо предмет, лицо в толпе и как можно дольше удержать его в памяти или повторять про себя номер телефона, сложную фразу. К психологическим средствам стимуляции умственной работоспособности относится и деятельность, которая выражается в сознательном и добросовестном отношении к полученному заданию, искреннему желанию выполнить его в максимально сжатые сроки и высококачественно. Это в значительной мере и вопрос идейной закалки, мировоззрения человека.

Существует также комплекс и сугубо медицинских (точнее, медико-биологических) средств, стимулирующих некоторые важнейшие психофизиологические процессы, которые лежат в основе умственной работоспособности (улучшают тонус и функциональное состояние клеток коры головного мозга, уровень его кровоснабжения, активность нейроэндокринных систем). К ним относятся общеукрепляющие средства, положительно влияющие на мозговые функции. Они способствуют регулированию мозгового кровоснабжения, активизируют нейрофизиологические процессы.

О благотворном влиянии физкультуры на умственную деятельность научная медицина узнала сравнительно недавно, однако соответствующие эмпирические наблюдения велись многими выдающимися писателями и учеными с давних времен. Например, Сократ считал, что во время ходьбы мысль становится яснее, быстрее появляются удачные варианты решения задач. Аналогичные высказывания делал Аристотель. Интересные догадки о положительном влиянии физической активности на умственную деятельность содержатся в трудах Гиппократа и Авиценны. В этой же связи можно упомянуть А.С. Пушкина, отмечавшего тесную связь между занятиями спортом (верховая езда) и приливом творческих сил, Л.Н. Толстого, который в перерывах в работе над своими знаменитыми произведениями пахал плугом землю, И.П. Павлова, любившего старинную русскую игру «городки».

В настоящее время можно указать на целый ряд известных шахматистов, которым спортивные тренировки помогают побеждать в упорной борьбе за шахматной доской. Очень много говорят и пишут о благотворном влиянии физических упражнений на общий тонус и работоспособность во время длительных полетов космонавты. Хорошие результаты дают упражнения, регламентированные по нагрузкам и характеру, предназначенные именно для повышения психоэмоционального тонуса.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.