История поиска лекарственных растений

поиск лекарственных растений

Использование полезных и в первую очередь съедобных и лекарственных растений основано на практическом опыте, накопленном в течение многих тысячелетий. В пище первобытного человека растительная пища - клубни, луковицы, коренья, листья и плоды окружавших его растений - занимала значительное место. Помимо знаний, передаваемых из поколения в поколение, некоторые полезные растения человек узнавал, наблюдая за поведением диких зверей - оленей, медведей, зубров, лосей, а затем и домашних животных - кошек, собак. Известно, например, что обитающий в горах Алтая медведь питается десятками видов разных растений. Лось употребляет в пищу более 200 видов.

Природа была не только источником продуктов питания, но и первым целителем, к ней обращался первобытный человек, стремясь найти избавление от болезней. Арсенал полезных растений, обнаруженных эмпирическим путем, пополнялся и в результате наблюдений за дикими больными и ранеными животными, инстинктивно разыскивающими и поедающими несвойственные для их рациона растения.

Недавно введенное в научную медицину лекарственное растение левзея, или маралий корень, было вначале испытано алтайскими охотниками, заметившими, что маралы отыскивают и поедают корни этого растения в период гона. Известное всем сердечное средство валериану когда-то находили с помощью кошек. В средние века валериану называли «кошачьим корнем» или «мауном».

Древний человек, не зная химического состава и особенностей биологии растений, приписывал им сверхъестественную силу, нередко создавал легенды о чудесных травах: цветах папоротника, «одолень-траве» - белой кувшинке, «чертогоне» - скабиозе, «царе зелья» - куроне, «корне жизни» - женьшене, «богородской травке» - чабреце. Болезни же приписывали проискам «нечистой силы».

Постепенно складывалась народная медицина - сумма знаний о лечении различных заболеваний растительными средствами, найденными на основе многовекового практического опыта. Прежде всего, это коллективный опыт охотников, пастухов и земледельцев, испытавших на себе действие различных растительных препаратов, перепробовавших все растения своих лесов, болот, степей и полупустынь в поисках лекарственных средств.

Нередко за познание свойств растений и правильной дозировки человек расплачивался здоровьем, а иногда и жизнью. Не случайно большинство ядовитых растений названо «волчьими», так как отрицательная оценка концентрировалась на фигуре волка - старинного врага пастушеских и земледельческих народов.

Среди «ведунов» и «знахарей», занимавшихся лечением лекарственными травами, было немало выдающихся природоиспытателей и искусных врачей. В то же время знания служили средством подчинения соплеменников и тщательно скрывались от непосвященных под покровом таинственности и вымыслов.

Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири люди пользовались лекарственными травами. На Алтае в курганах вождей и военачальников встречаются остатки засушенных растений: конопли, полыни, кориандра, а также специальная посуда для растирания и варки лекарственных трав.

В древнеславянском городе Бискупин, существовавшем почти 2500 лет назад, обнаружено около 20 лекарственных растений: валериана, водяной перец, первоцвет, репешок, зверобой, белена, можжевельник, лабазник вязолистный, паслен сладко-горький, спорыш, крапива, фиалка трехцветная, льнянка, коровяк, шишки ольхи, почки сосны, дубовая кора.

Еще больше сведений о лекарственных растениях найдено в памятниках культуры Ассирии, Вавилона, Египта, Греции, Рима, Индии и Китая. Так, в древнеегипетском папирусе Эберса, датированном .1570 год до нашей эры, приведены рецепты лечения многих болезней, причем лекарства, состоявшие из большого числа ингридиентов, включали значительное количество растений - алоэ, белену, клещевину, мяту, анис, морской лук. Древние египтяне уже классифицировали растения по фармакологическому действию (слабительные, рвотные, отхаркивающие, противогнилостные).

Наиболее важные сведения о лекарственных растениях, применявшихся в древней Индии, имеются в медицинской книге «Яджур-веда» («Наука о жизни»). В дошедших до нас разъяснениях и переработках этого труда, выполненных индийским врачом Чарака (1 век нашей эры), упоминается 500 лекарственных растений.

В дополнениях, сделанных в VII-VIII веках, приведено уже более тысячи видов, из которых многие получили широкую известность в средневековой Европе как пряности (гвоздика, сенна, корица, кротон, куркума, кардамон, кемферия, мускатный орех, ороксил, черный перец, сахарный тростник), продовольственные культуры (рис, батат), тропические плоды и сильнодействующие лекарственные яды (чилибуха, или стрихниновый орех). С индийской медициной связано применение знаменитой раувольфии, препараты которой (например, резерпин) широко применяются современной медициной.

Много лекарственных растений было известно древним народам Юго-Восточной, Центральной и Северной Азии.

Народы и племена Дальнего Востока самобытно использовали десятки целебных растений - плоды и листья лимонника, плоды актинидий, лотос, корни женьшеня, солодку, листья подорожника.

Народности Южной Сибири в лечебных целях широко применяли луковицы даурской и кудреватой лилий (саранки), кандыка, зопника, отвары ивовой коры, желтую акацию (гороховник), корни шиповника, пиона, бадана, гвоздики, стебли и листья черемши, лиственничную губку. О лечебных свойствах последней есть указания в древнегреческой и римской литературе (у Диоскорида, Плиния, Галена). В средние века в Европе лиственничная губка «из Агарии» считалась важнейшей составной частью, так называемого эликсира жизни.

Описания действия многих растений встречаются в трудах древнегреческих ученых - Гиппократа, Пифагора, Теофраста, Аристотеля, Диоскорида. Великий греческий врач Гиппократ, живший более чем 300 лет до нашей эры, знал свыше 200 видов лекарственных растений. Он впервые создал стройное учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения. Одно из основных положений его учения было утверждение, что целебными свойствами обладают все части растения и нужно использовать его полностью, в натуральном виде или в виде сока, не нарушая сочетаний веществ, созданных природой.

Ученик Аристотеля Теофраст систематизировал накопленные сведения о 500 видах растений, подразделив их на деревья, кустарники и травы, и дал довольно подробное описание их и характеристику действия. Поэтому нередко Теофраста называют «отцом ботаники». Последователем Теофраста был врач Диоскорид, оставивший описание 600 видов лекарственных растений. Его сочинение «Материя медика», или «О лекарственных средствах», несколько столетий было настольным руководством для врачей и фармакологов ряда стран.

Римские ученые Плиний Старший, Цельс и особенно Клавдий-Гален обобщили в своих трудах опыт применения лекарственных трав. Гален (131-201 годы нашей эры) знал свыше 300 лекарственных растений, 80 животных объектов и 60 минералов. Его перу принадлежит около 400 сочинений по разным вопросам естествознания и философии, половина которых посвящена медицине.

В противоположность Гиппократу Гален считал, что в лекарственных растениях заключены два начала - действующее и бесполезное или даже вредное для человека, от которого нужно избавиться. Он установил весовые и объемные соотношения при изготовлении настоев, отваров и экстрактов из целебных растений. Извлечения из лекарственного растительного сырья быстро завоевали популярность в европейской медицине и впоследствии получили название галеновых препаратов, сохранившееся до наших дней.

В древней Руси обычными лекарственными средствами были: полыни, крапива, хрен, подорожник, листья мяты, рябина, можжевельник, чемерица, редька, чеснок, лук, черемуха, кора дуба и ясеня, листья и сок березы.

Помимо местных, на Руси употребляли и некоторые иноземные растения, привозимые из Греции, Индии и других стран. После принятия христианства в Киевскую Русь стали поступать византийские рукописи, содержащие ценные сведения о лекарственных растениях.

Особенно интересна сельскохозяйственная энциклопедия X века «Геопоники», посвященная византийскому императору Константину VII Багрянородному (издана в 1960 году АН СССР на русском языке). В ней собраны любопытные ботанические, медицинские и историографические сведения.

Наряду с разнообразными практическими советами по садоводству, земледелию и животноводству в ней дана характеристика лечебного действия многих растений - различных овощных, а также дикорастущих: бессмертника, вяза, боярышника, девясила, дельфиниума, ивы, крапивы, сосны, лилии, люпина, лютика, мальвы, мандрагоры, мелиссы, можжевельника, молочая, мяты, нарцисса, ольхи, осоки, полыни, спаржи, сусака, тимьяна, тмина, фиалки, цикория, цикуты, чемерицы, щавеля.

Среди овощных особым вниманием пользовались капуста, редька, тыква, свекла, укроп, кориандр, чеснок, огурцы, пастернак, салат. Например, капусте приписывали большое значение: «Если отварить капусту, растереть ее, положить опять в ту воду, в которой она варилась, и, остудив, смазать этим раны свежие и старые, а также опухоли, то боль проходит. Подагру и артрит лечат отваром из капусты; в него кладут ячной муки, кориандра, руты, немного соли и прикладывают это к больному месту... Капуста так питательна, что дети, которые ее едят, скорее растут... Отваленная и съеденная в чистом виде перед едой капуста прочищает голос и бронхи. Если съесть ее в сыром виде, то она прекращает бессонницу и страшных снов не будет...»

В Древнерусском «Изборнике» великого князя Святослава Ярославовича, переведенном с греческого языка в 1073 года, перечислен по месяцам здоровый рацион питания, включающий репу, капусту. Среди лекарств упоминается полынь, белена, болиголов.

Из знатоков лекарственных растений в те времена пользовалась большой известностью внучка Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславна (1108-1180 годы), прозванная Добродеей. Живя в Киеве, она собирала и изучала травы и коренья, лечила ими больных. Выйдя замуж за сына византийского императора (и приняв имя Зои), она написала медицинское руководство «Алимма» («Мази»), в котором описала способы приготовления лекарств из растений.

Врачеватели обменивались иноземными травами и получали их от купцов. Так, первый русский путешественник, посетивший Индию, тверской купец Афанасий Никитин (XV век), описавший свои странствия в книге «Хождение за три моря», сообщил об индийских пряностях и лекарствах. Многие лекарственные растения упоминает крупный арабский путешественник Ибн-Батута, побывавший в Индии, Китае и южной части Руси.

Большое значение в развитии древней, а затем средневековой медицины сыграла Салернская медицинская школа (Кампания), развивавшая лучшие традиции античной медицины и впитавшая в себя достижения арабской. Уже в IX веке здесь существовала корпорация врачей «Гиппократова община», объединившая лучших врачей того времени. Ими были созданы практические руководства «Антидонарий», включавший описание 60 лекарственных растений, и «Пассионарий» - о диагностике заболеваний.

В XII веке Салерно стал знаменитым медицинским центром Европы. Особенностью школы был ее светский характер. В мрачную эпоху господства инквизиции и средневекового мракобесия школа проповедывала идеи, далекие от религиозной схоластики. Среди ее преподавателей были женщины, в том числе и хирурги. Ученые Салерно близко подошли к мысли о существовании болезнетворных микробов: им было известно, что заражение происходит не только от контакта с больным, но и от прикосновения к его вещам.

В Салернской школе впервые были использованы химические методы изготовления лекарств. Среди выдающихся работ салернских ученых достойное место занимает медико-ботаническая поэма «О свойствах трав», где описано фармакологическое действие 77 растений. Автором ее был, очевидно, врач, так как поэма являлась практическим руководством для лечения многих болезней.

В XIV веке крупнейший философ, алхимик и врач Арнольд из Виллановы (около 1235-1311 гг.) написал знаменитый «Салернский кодекс здоровья» - медицинское кредо школы в области диетического питания, гигиены и профилактики заболеваний. По мнению советских ученых Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца, «салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям».

Однако в эпоху средневековья первенство в развитии медицины перешло к арабам. Обширные сведения о лекарственных растениях, используемых разными народами, содержат труды врачей средневекового арабского государства. Среди них наибольшей известностью пользовался «Канон врачебной науки» выдающегося таджикского ученого Абу-Али-Ибн-Сины, жившего в Бухаре в X-XI веках (980-1037 годы). В Европе он известен больше под именем Авиценны. «Канон врачебной науки» на русском языке издан в 1954-1960 годах в Ташкенте. Характеристике лекарственных растений посвящен второй том (всего шесть) «О простых лекарствах».

В трудах Ибн-Сины красной нитью проведено изречение: «Три орудия есть у врача: слово, растение, нож». Он описал применение свыше 700 видов растений, знаменитое мумие и ряд препаратов животного и растительного происхождения, собрал воедино и систематизировал медицинские знания того времени, обогатив их собственными наблюдениями. Сочинение Ибн-Сины в 1437 году было переведено на латинский язык и выдержало 30 изданий. В течение нескольких веков оно служило руководством для европейских врачей и фармацевтов.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».