Ритм - важный элемент Пранаямы

ритм
Читайте также:
Этот вездесущий ритм
Биоритмы человека
Время и биоритмы в нашей жизни
Аритмическая встряска
Биоритмический эксперимент в космосе
Социальное вмешательство в ход биологических часов

Речь идёт об очень важном элементе Пранаямы. На Земле, да и вообще в космосе, все подчиняется ритму - смена дня и ночи, времена года и т.д. С космическим, конечно же, связаны и биологические ритмы. Впрочем, вы уже не раз, наверное, слышали об этом.

Взаимозависимость биоритмов различных органических функций определяется самой конституцией нашего организма. Так, ритм, сердечной деятельности зависит одновременно от силы сердечной мышцы, вязкости крови и диаметра «проводников» крови - от аорты до капилляров; последние настолько тонки, что красные кровяные тельца, пять миллионов штук которых едва заполняют собой кубический миллиметр, вынуждены продвигаться по ним гуськом. Выстроенные друг за другом в одну прямую линию, капилляры тела протянутся приблизительно на сто тысяч километров. Развернутые же, они займут общую площадь около семи тысяч квадратных метров; такова поверхность контакта крови с клетками. Проблема прохождения крови по капиллярам продолжает оставаться нерешённой.

Действительно, хорошо известный физический закон позволяет вычислить мощность, которой должен обладать насос, способный заставить циркулировать с данной скоростью известное количество жидкости определённой вязкости. Согласно таким подсчётам, сердце, для того, должно быть в тысячу раз более мощным. Чем оно есть на самом деле. Вот почему учёные всё более склоняются к мысли, что функция сердца ограничивается тем, чтобы подавать кровь в артерии и артериолы вплоть до капилляров, которые затем проводят её самостоятельно. Сердце, очевидно, не является тем двигателем, который обеспечивает прохождение крови по капиллярам точно так же, как желудок не проталкивает химус по пищеварительному тракту - этим занимается кишечник.

Аналогичным образом действуют и капилляры. Подобно тому как деятельность кишечной перистальтики взаимосвязана с деятельностью желудка, ритм биения сердца тесно связан с расходом крови в капиллярах, который соответствует основному ритму нашего организма. Эта скорость зависит от потребности наших клеток. Следовательно, сердечный ритм задаётся всем органам вцелом. Бегущий человек отмечает, как учащается его дыхательный ритм и биение сердца; это происходит от того, что все биологические ритмы нашего организма объединены, взаимосвязаны. Их гармония (эйритмия) соответствует здоровому состоянию организма. В то время как дисгармония и разлад физиологических ритмов приводит к болезни. Процитируем следующую выдержку из книги «Секреты и мудрость тела» доктора Залманова:

«Нередки случаи, когда смерть больного не может быть объяснена ни эволюцией заболевания, ни недостаточностью основных функций - таких как дыхание, кровообращение, выделение, - ни каким-либо серьёзным осложнением. Поэтому нам остаётся предположить лишь одно: причиной смерти в данном случае является нарушение синхронной эйритмии.

У здорового человека число вдохов и выдохов колеблется между шестнадцатью и двадцатью в минуту, а пульс равняется 72-80 ударам в минуту... Высвобождение кислорода в цепи лёгкие-кровь-миоглобинмолочная кислота-мышечная ткань также ритмизировано - 300 раз в минуту.

Всмотревшись в эти цифры мы с удивлением отметим количественную пропорцию между ритмами дыхания (18 в минуту), сердечной деятельности (72 в минуту) и диссоциации миоглобина (300 в минуту).

Количество вдохов в минуту (Р=18), помноженное на 4 даёт количество сердечных систол за то же время (С=72-75); последнее число, помноженное на 4 даёт количество поступлений кислорода в скелетные мышцы, приносимое миоглобином (М=300). Эта пропорция может быть записана как алгебраическая формула синхронизированного ритма: Р*4=С; С*4=М.

Один вдох достаточен для того, чтобы обеспечить количество кислорода, достаточное для четырёх сокращений сердечной мышцы, а одно сокращение сердечной мышцы достаточно для того, чтобы обеспечить количество кислорода, достаточное для четырёх сокращений ткани поперечно-полосатых и гладких мышц. Синхронизация ритмики здесь очевидна...

Исследование ритмов различных физиологических функций может дать очень интересные результаты. Ритм перистальтики полного и пустого желудка, ритм выделения желудочного и кишечного сока, ритм выделения печёночной желчи, некоторых процессов ассимиляции и диссимиляции и т.д. - всё это могло бы расширить наши знания о синхронизированной эйритмии».

Ритм также влияет и на нашу выносливость. Многие знают, что ритмизированный шаг позволяет проходить большие расстояния и с меньшей усталостью. Чем неритмичный шаг, который утомляет человека. Введение ритма в работу уменьшает мышечное и интеллектуальное утомление. Благодаря танцу и музыке, ритм становится видимым и живым; он эмоционально возбуждает, действует на ум и, в конце концов, - на всего человека. Ни один из планов не является независимым от ритмов.

Всё это не ускользнуло от внимания йогинов. Они заметили, - за несколько тысячелетий до Залманова, - что одному вдоху соответствуют четыре биения сердца. И первой задачей йогинов в том, что касается ритма, является твёрдое установление этой синхронизации между дыханием и сердечной деятельностью. Они, кроме того, заметили, что сознательно влияя на эти основные ритмы можно воздействовать на все физиологические - и даже психические - функции человека. Именно в такой перспективе следует рассматривать упражнения по ритмическому дыханию, первое из которых следует ниже.

Ритмическое дыхание

Сядьте в вашу излюбленную позу, подождите пока дыхание не успокоится и станет регулярным само по себе: внимание при этом должно быть обращено на биение сердца или пульсацию крови. Это не сложно: достаточно сосредоточить внимание в области сердца, чтобы осознать пульсацию. Если вы ещё неспособны к этому, то просто нащупайте пульс и по нему следите за работой сердца. Когда вы чётко осознаете ритм своего сердца - с помощью пульса или без - следует приступать к синхронизации сердечного и дыхательного ритмов. Отсчитывайте 2 биения сердца на вдох, 4 на выдох и дышите так приблизительно в течение минуты. Мы уже знаем по предыдущим упражнениям Пранаямы, что выдох длится в целом вдвое дольше, чем вдох. Этот ритм является обычным, естественным ритмом - пронаблюдайте хотя бы за тем, как дышит отдыхающий кот. Постепенно удлиняйте ваше дыхание. Считайте 3 биения сердца на вдох (Пурака) и 6 на выдох. Если это не трудно, то увеличьте их соответственно до 4 и 8.

Вы заметили, очевидно, что до сих пор мы не говорили о задержке дыхания. Прежде, чем ввести элемент Кумбхаки (которая должна быть предметом отдельной тренировки), необходимо твёрдо установить ритм дыхания и удлинить его. Когда установится совершенная синхронизация, вы заметите, что сознательное ритмическое дыхание поглощает ум; это и является одной из целей упражнения. По части успокоения ума и нервов - с ритмическим дыханием не может сравниться ничто.

Все упражнения, описанные в предыдущих статьях, могут быть усовершенствованы дополнительным привнесением в них синхронизации дыхания с биением сердца; в особенности это относится к чередующемуся дыханию. Мы не говорили о ритме раньше, поскольку в начальных упражнениях внимание практикующего отвлечено таким количеством деталей, что добавление к ним ещё и ритма явилось бы лишь отвлекающим, а не объединяющим фактором. Но как только техника чередующегося дыхания освоена, вы можете (и должны) ритмизировать все ваши упражнения Пранаямы. Длительность каждого дыхания не так важна, важен ритм. Помните об этом.

Полное ритмическое дыхание

Прежде чем практиковать чередующееся ритмическое дыхание, следует поупражняться в полном йогическом дыхании с введением короткой задержки.

Вначале пропорция должна быть следующей:

  • Пурака - одна единица
  • Кумбхака - две единицы
  • Речака - две единицы

Иначе говоря, вдыхайте на протяжении четырёх биений сердца, задерживайте дыхание на восемь биений сердца, а затем выдыхайте - тоже на восемь биений сердца. Методом проб вы определите оптимальную для себя длительность дыхания, для которой характерно то, что дышать таким дыханием можно сколько угодно долго без усталости.

Напомним, что помимо такой необходимой черты, как легкость и непринужденность, всякая Пранаяма предполагает соответствующее сосредоточение, достижение которого также облегчается ритмом, приковывающим к себе внимание. В ходе практики вы через несколько постепенных и последовательных этапов увеличения продолжительности дыхания придёте к классическому ритму:

  • Пурака - одна единица
  • Кумбхака - четыре единицы
  • Речака - две единицы

Иначе говоря, если вдох длится четыре биения сердца (одна единица), то задержка шестнадцать биений (четыре единицы), а выдох - восемь биений сердца (две единицы).

Чередующееся ритмическое дыхание

Освоив предыдущее упражнение, вы можете использовать чередующееся ритмическое дыхание с задержками в таком же ритме: 1:4:2. Это классическое упражнение, обладающее могучим воздействием. Оно не представляет никакой опасности в том случае, если вы соблюдаете три основных условия: непринуждённость, концентрация, ритм. Длительность - это в высшей степени несущественный элемент.

Я делаю ударение на этом пункте, поскольку европейцы как правило считают целью Пранаямы именно длительность. Так вот, это не только наименее важный элемент, но и, в конечном счёте, пожалуй, единственный, способный причинить вам некоторые неприятности. Прилагайте правила, указанные в статье о задержке дыхания, ко всем упражнениям и вы избежите всякого риска.

Практикуйте настойчиво, регулярно и без усилия до тех пор, пока ритм не войдёт в вас так, что вам уже не нужно будет за ним следить. Тогда ритмическое дыхание станет для вас столь же естественным действием, как и ходьба. В Пранаяме, более чем в какой-либо другой системе, все элементы взаимосвязаны; поэтому не следует гнать вперёд, перескакивая через этапы - все они необходимы и должны быть пройдены один за другим. Не спешите, ведь лучший способ быстрейшего продвижения - это продвижение без поспешности.



Анекдот:

Купил в аптеке "Чай похудин". Через пару недель еще раз, внимательно, прочел название. Нет, буква Д в названии все-таки есть.