Прана и апана

прана

До сих пор мы не делали различий между Праной как единой космической энергией, принимающей различные формы, и Праной как той конкретной формой этой энергии, которая проникает в вас и из вас выходит. Она образует наше праническое, энергетическое тело, оживляющее плотную, грубую материю, из которой образовано наше видимое и осязаемое физическое тело.

В противоположность физическому телу, состоящему из различных анатомических органов и систем, праническое тело представляет собой нерасчленённое единство: в нём различаются лишь различные типы жизненной активности, различные жизненные функции, называемые Вайю или «Ветрами жизни». Всего их пять. Считается, что Вайю создают соответствующие структуры физического тела и оживляют их.

Подобно тому как физическое тело питается пищей, получаемой из окружающего мира, праническое тело также получает Прану из внешней среды.

Функция поглощения энергии из среды называется Прана-Вайю. Прана-Вайю включает совокупность тонких механизмов поглощения Праны; основной орган этого поглощения - дыхательные пути. Прана-Вайю локализуется преимущественно в области грудной клетки, хотя энергия может проникать в организм и по другим каналам (таковыми являются, например, язык и кожа). Поглощение твёрдой и жидкой пищи также зависит от Прана-Вайю.

Затем поглощённая энергия усваивается. Всеми функциями усвоения в физическом теле заведует Самана-Вайю, который локализуется преимущественно в области между диафрагмой и пупком.

Далее энергия должна быть распределена и пущена в ход там, где в этом возникает необходимость. Эта функция называется называется Вьяна-Вайю. Он распределён по всему телу и обеспечивает как циркуляцию крови и лимфы, так и прохождение нервных импульсов по нервным волокнам.

Жизнь - это динамический процесс, беспрерывный поток вещества и энергии. Жизнь - это река. Лишь берега (форма тела) относительно неизменны, вода же в ней вечно нова.

Организм должен не только усваивать вещество и энергию, но и выводить их. Этим занимается Апана-Вайю. Он заведует работой почек, фильтрует мочу, расслабляет сфинктеры и опорожняет мочевой пузырь. Он заведует менструацией и семяизвержением, а также помогает женщине родить ребёнка. Апана-Вайю локализуется преимущественно в нижней части живота (подпупочная область) и связан с органами тазовой области, в частности, с половыми органами. Потоотделение и выведение газов также входит в функцию Апана-Вайю.

Таким образом, лёгкие выполняют двойную праническую функцию; поскольку участвуют не только в поглощении атмосферного воздуха, но и в выведении отработанных газов из организма.

Последним из основных Вайю является Удана-Вайю, локализованный в области горла и осуществляющий функцию выражения. Он регулирует поток воздуха и напряжение голосовых связок.

Йгины полагают, что здоровье человека зависит прежде всего от равновесия функций Прана и Апана-Вайю, и уделяют поэтому особое внимание выравниванию продолжительности вдоха и выдоха во время выполнения Асан. Между полюсами поглощение-выделение (Праной и Апаной) существуют промежуточные функции (усвоение-распределение-выражение), значимость которых не вызывает сомнений, но контроль над которыми представляет собой гораздо более сложную задачу, нежели контроль над «вдохом» (Прана) и «выдохом» (Апана) организма. Приведение к равновесию указанных двух функций едва ли не автоматически влечёт за собой нормализацию функции усвоения и циркуляции энергии.

Очень важно нормализовать функцию Апана-Вайю, локализованного, как уже говорилось, преимущественно в подпупочной области. Ашвини Мудра и Мула Бандха позволяют обрести над ним сознательный контроль. Однако йогины стремятся не только уравновесить два полюса; они стремятся обратить движение потока Апана-Вайю вверх, навстречу потоку Прана Вайю. Объединение Прана-Вайю и Апана-Вайю чрезвычайно важно для высших целей Йоги.



Анекдот:

- Существуют ли таблетки от голода?
- Да! Котлеты!