Подзарядка праной

подзарядка праной

Цель Пранаямы заключается в том, чтобы увеличить поглощение и удержание праны в организме, накопление её в определённых центрах с последующим распределением по всему телу.

В этой статье мы расскажем о «пранаизации» - полной или частичной - тела по собственному желанию.

Предлагаемое упражнение в виду своей простоты, эффективности и безопасности предоставляет чрезвычайный интерес.

Поза

Практикующий - нужно ли это уточнять! - принимает Асану, требующуюся для выполнения Пранаямы.

Каковой бы ни была поза, перед началом практики Пранаямы он должен убедиться, что его позвоночник выпрямлен.

Вдох (Пурака) - фаза поглощения

Во время медленного равномерного и полного вдоха практикующий должен сосредоточить всё своё внимание на прохождении воздуха в ноздрях. Для облегчения такой концентрации он может смотреть на кончик носа, различая оба его крыла. При этом он будет немного косить, в чём, впрочем не следует особо усердствовать, - не потому, что возникает опасность косоглазия, но с тем, чтобы не утомить глазные мышцы. Глаза почти закрыты - это делает такую фиксацию (которая является одной из форм Тратаки) намного более приятной. Фиксирование взгляда на кончике носа не обязательно, факультативно; оно представляет собой лишь вспомогательное средство для облегчения концентрации.

Во время вдоха практикующий представляет себе, что он поглощает ноздрями прану в форме чистой энергии. Для облегчения концентрации он может представлять прану в форме света (жёлтого или голубого), проникающего к своду носоглотки. Уточним, что в данном случае не следует путать «воображение» с «иллюзией». Ментальный образ действительно помогает задерживать прану - это доказывает опыт не одного тысячелетия йогической практики. Пранаяма - процесс одновременно и физический и психический. В обычной жизни процесс удержания организмом атмосферной Праны автоматичен - без этого мы не могли бы жить. Тело поглощает прану независимо от сознания, с самого момента рождения. Однако Пранаяму бессознательно практиковать невозможно. Гениальное открытие йогинов - и, возможно, величайшее из открытий вообще сделанных когда-либо человечеством - заключается в открытии того, что ум влияет на прану, что он может увеличить её поглощение, удержание и циркуляцию в организме. Невозможно представить себе Пранаяму без активного участия ума. Это участие заключается в концентрации внимания, и в данном случае наиболее действенным способом концентрации является мысленное представление, которое может быть подкреплено чтением Мантры. ОМ представляет собой наилучшее с этой точки зрения средство.

Но вернёмся к нашему упражнению. Представляя, что он поглощает ноздрями светящуюся энергию, йогин реально увеличивает количество праны, удерживаемой организмом. Я не знаю, проводились ли в данном направлении какие-либо научные исследования; впрочем, это не суть важно, ведь и без того известно, что выполняя йогические предписания мы всякий раз достигаем ощутимых результатов.

Йогины, которые с помощью Пранаямы останавливают своё сердце, не придают никакого значения тому, могут или не могут быть объективно зарегистрированы используемые ими методы, исключая, разумеется, конечные результаты (благодаря записи ЭКГ, например). Йогины практикуют Пранаяму на протяжении тысячелетий и пользуются всеми её благотворными эффектами, не прибегая к помощи электрокардиограмм.

Задержка (Кумбхака) - фаза накопления

К концу медленного сознательного вдоха, сопровождаемого «забором» праны на уровне свода носоглотки, практикующий мягко и постепенно блокирует дыхание, запечатывая воздух в лёгких Джаландхара Бандхой.

Во время задержки его сосредоточённое внимание направлено на область желудка, куда он может при необходимости и смотреть, поскольку взгляд теперь уже не нужно фиксировать на кончике носа.

На протяжении всего периода задержки с полными лёгкими ум сосредоточен на требуемой области, и практикующий представляет, - если он, конечно, может это сделать, - что посылает туда свет и энергияю. Если он не способен создать такой образ, в этом нет ничего страшного; главное - внутренне сосредоточиться на области между оконечностью грудины и пупком. После того, как задержка завершена (длительность задержки невозможно уточнить, поскольку эта величина всецело зависит от индивидуальных характеристик и подготовки практикующего) на первых порах будут наблюдаться пульсации - реакция брюшных мышц, в особенности прямых мышц живота.

Вначале эти реакции будут выражаться в ритмических сокращениях брюшных мышц, которые будут увеличиваться по мере удлинения времени задержки дыхания. Данный вид Кумбхаки обязательно должен сопровождаться Мула Бандхой (сокращение промежности и анального сфинктера). В скором времени к сокращениям должна присоединиться и вибрация всей этой зоны; ум сосредоточен на ней и практикующий представляет, что он накапливает здесь энергию. Когда задержка начинает причинять некоторое неудобство, следует переходить к выдоху.

Выдох (Речака) - фаза распределения

Выдох представляет собой основную фазу упражнения, так как именно во время выдоха практикующий управляет потоком праны - либо распределяя его по всему организму в целом, либо посылая в какое-то определённое место. Следовательно, выдох должен быть долгим, контролируемым и полным. Это значит, что задержка не должна особо затягиваться. Медленный выдох является как бы индикатором передержанных Кумбхак. Если вы способны контролировать процесс выдоха и производить его медленно, то можете быть уверены, что в деле задержки вы не переусердствовали.

В то время, как воздух медленно выходит из ноздрей (выдох через рот недопустим), практикующий должен представлять, что исходящий из области между пупком и грудиной поток праны распространяется по всему его телу. Распространяя прану по телу, но должен представлять его как нечто однородное.

Во время выдоха могут продолжаться ритмичные сокращения брюшных мышц: это нормальное явление.

Если практикующий по тем или иным соображениям желает стимулировать какую-то конкретную часть или орган своего тела, он должен направить туда поток праны, представляя, что в этом направлении движется поток теплоты.

Предположим, что у практикующего растяжение связок. Он должен выполнять данную Пранаяму, направляя пранический поток к болезненному району; через несколько минут он почувствует в этом месте тепло, которое может быть достаточно интенсивным. Всё зависит от степени концентрации ума. Но даже при посредственной концентрации ощущение тепла появляется достаточно быстро.

Повторения

Это упражнение может выполняться несколько раз по несколько минут.

При возникновении чувства усталости упражнение можно прерывать с тем, чтобы произвести несколько обычных дыханий.

Главное - сохранять внимание сосредоточенным на дыхательном процессе даже во время обычного дыхания.

Противопоказания

Это упражнение не имеет никаких противопоказаний, поскольку «перепранировать» какой-либо орган или организм в целом так же невозможно, как невозможно обладать чересчур хорошим здоровьем.

Психическое воздействие

Для успешной практики этого упражнения вовсе не обязательно принимать теорию Праны. Я уже упоминал вскользь о чисто психическом воздействии Пранаямы и причина благотворного воздействия этого вида Пранаямы действительно лежит где-то на границе между психикой и физикой. Даже абстрагируясь от всего вышесказанного о пране, вы извлечёте из практики этого упражнения огромную пользу.

Во время выполнения данного вида Пранаямы сознательный ум полностью поглощён в более глубоких слоях психики. Из этого проистекает сознание тела, труднодостижимое иными путями. Всё тело проникнуто сознанием, телесный и ментальный уровень гармонично слиты. Данный вид Пранаямы одухотворяет тело, что представляет собой цель и основание Хатха Йоги.

Эта Пранаяма является также начальным упражнением практики медитации и выполнение её всего лишь в течении нескольких минут приводит человека в состояние весьма приближенное к медитативному. Медитация состоит не в том, чтобы что-то «делать», но в том, чтобы раскрывать себя «деланию». Медитация - это состояние, а не ряд неких умственных операций. Не зря в Аштанга Йоге Патанджали Пранаяма помещена между Асанами и чисто психическими процессами сосредоточения, ведущего к высшей интеграции - к Самадхи.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».