Основные Нади

основные Нади

Йогическая физиология основана на интроспективном изучении процессов, протекающих в живом человеческом теле, - в том числе, на изучении циркулирующей в нём энергии.

Наша западная наука, как правило (и не без оснований), не доверяет данным субъективного опыта. Однако в случае Пранаямы этот метод, разумеется, является единственным. Йогины не располагают иным методом и только благодаря ему они могут изучать и ощущать тонкие токи Праны в организме.

Уточним нашу мысль о двух методах следующим примером. Так, седативный нерв можно наблюдать двумя способами. «Западный» способ состоит в том, чтобы расчленить труп и проследить таким образом путь прохождения нерва по всей его длине. Этот метод объективен и научен. Другой метод «используется» жертвами ишиаса. Они более чем явственно ощущают весь путь прохождения своего воспалённого нерва вдоль бедра вплоть до большого пальца ноги.

Развив естественную способность к непосредственному восприятию деятельности своего организма, йогины проследили и пути циркуляции энергии по Нади. Вся йогическая физиология основана на этом внутреннем наблюдении.

Нади очень многочисленны. Мы уже приводили цифру 72 000 и так вот, в некоторых других трактатах указывается число 350 000 (Шива Самхита). Кто их считал? Мы полагаем, никто. Не следует принимать эти цифры буквально. Число Асан, например, обычно определяется в 84 000 (а иногда — 8 400 000). В одном очень важном йогическом тексте (Горакша Шатака секты Натхов) Гуру Горакшанатх говорит, что «Асан столько, сколько живых существ на свете, и все они известны лишь Махешваре (Верховному Божеству). Но только 84 из них полезны человеку.» Из приведенного текста следует, что в ту отдалённую эпоху учителя обучали 84 основным Асанам; и чтобы показать, что им есть из чего выбирать, они утверждали существование огромного множества других Асан, говоря, что в целом их в 1000 (или в 100 000) раз больше. То же самое относится и к Нади.

Мы не будем углубляться в переплетение Нади, но попытаемся всё же несколько осветить данный предмет, потянув за один из кончиков этого запутанного клубка.

Нас не должны смущать противоречия, которыми изобилует классические тексты, касающиеся рассматриваемого нами вопроса, поскольку во многих случаях они обусловлены лишь неадекватностью переводов оригинальных источников. Следует отметить, что специалисты-санскритологи, которые переводят йогические тексты, зачастую не имеют никакого отношения к Йоге как таковой, и поэтому не всегда понимают, о чём, собственно, говорит автор. Их оправдывает то, что указанные тексты писались, как правило, нарочито туманным языком, доступным лишь посвящённым. Не удивительно, что всё это привело к возникновению многочисленных расхождений в толкованиях. Но в массе своей йогические тексты сходятся в основных положениях и в целом понятны; для наших же целей этого вполне достаточно.

А теперь вернёмся к Горакша Шатаке. Вот что там говорится по поводу Нади (ст. 17-23):

«17) Среди тысяч Нади, которые служат проводниками праны, есть 72 важных. Среди них особо важны десять.

18) Ида и Пингала, а также Сушумна; другие же суть Кхандари, Хвастиджихва, Пуша и Васалвини.

19) Аламбуша, Куху и Шанкхини составляют второй узел, который должны знать все йогины.

20) Ида располагается слева, Пингала справа, а Сушумна посредине. Кхандари оканчивается в левом глазу.

21) Хвастиджихва оканчивается в правом глазу, Пуша - в правом ухе; Асашвини достигает левого уха, а Аламбуша оканчивается во рту.

22) Куху расположена за пенисом, а Шанкхини - в муладхаре (анус). Так расположены десять важнейших Нади, каждая из которых является проводником праны.

23) Ида, Пингала и Сушумна проводят прану непрерывно. Они управляются такими божествами как Луна, Солнце и Огонь.»

Европейцу важнее всего запомнить эти три последних Нади, а также знать, что остальные семь связаны с отверстиями тела и органами чувств - глазами, ушами, ртом, анусом и отверстиями половых органов.

Сушумна, пересекающая тело сверху до низу, то есть от темени и до ануса, считается самой главной из всех Нади. Ида и Пингала начинается в области ноздрей. Йогические трактаты единодушно сходятся на том, что Иде соответствует левая ноздря, а Пингале - правая, откуда они обе спускаются вдоль позвоночника и встречаются в истоке всех Нади - Кандхе, «имеющей форму яйца и расположенной позади пениса под пупком» (крестец?). Ида проводит прану между левым яичком (яичником у женщин) и левой ноздрёй, и проходит слева от позвоночника. Ида имеет «лунную» природу и нередко называется Чандра-Нади (Чандра - это Луна): ХА. Пингала - её правое соответствие, солнечная или Сурья Нади: ТХА. Тем самым мы сталкиваемся с понятием полярности. Почти все авторы располагают Сушумну в Меруданде, то есть в позвоночнике. Мы ограничимся пока изучением Иды и Пингалы, а Сушумну, в виду её исключительной значимости для Пранаямы, рассмотрим отдельно. А о той роли, которую в Пранаяме играют Ида и Пингала говорит уже один тот факт, что они начинаются в ноздрях, то есть контролируют основные зоны, через которые прана поступает в человеческий организм.

С точки зрения западной анатомии Иду и Пингалу можно было бы соотнести с нервными путями берущими начало от ноздрей, поднимающимися к головному мозгу, а затем проходящими по двум цепям ганглий симпатической нервной системы, расположенным вдоль всего позвоночника.

Сушумна будет соотноситься, соответственно, со спинным мозгом, - с той только разницей, что последний, в отличие от Сушумны, начинается не у ануса. Впрочем, приняв во внимание тот факт, что нервные волокна, управляющие анальным сфинктером, отходят от позвоночника в тазовом отделе парасимпатической нервной системы, надо будет признать, что между головным мозгом и анусом существует связь, осуществляемая посредством спинного мозга. Как бы там ни было, с точки зрения практики Пранаямы подобные поиски анатомических соответствий особого значения не представляют. Не исключено, что в результате будущих исследований наши представления по поводу указанных соответствий значительно расширятся.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.