Джаландхара Бандха

Джаландхара Бандха

Слово «бандха», подобно другим терминам йогического словаря, непереводимо на европейские языки. Оно обозначает одновременно «связывать», «контролировать», «блокировать», «удерживать», «присоединять», «напрягать», и т.д.

В практике Йоги, в частности, в Пранаяме, под этим словом подразумеваются различные мышечные сокращения, предназначенные воздействовать на кровообращение, нервную систему и эндокринные железы. Почти все Бандхи обеспечивают контроль одного из отверстий тела.

С йогической точки зрения Бандхи имеют своей целью пробуждение и контроль тонких психических энергий, вместителем которых является наше тело. Что касается Пранаямы, то здесь, пожалуй, наиболее важной Бандхой является Джаландхара, с необходимостью сопровождающая всякую сколько-нибудь продолжительную задержку дыхания (Кумбхака на полные лёгкие).

Этимология

Джала - обозначает «сеть», «цепь звеньев», «решётку». «Подбородок должен покоиться на груди, связывая сеть шейных артерий. Это и называют Сдавливанием Сети («сеть» в данном случае - это сеть Нади), труднодостижимым даже для богов»

Шива Самхита, 4.60-62

Данная цитата приведена в книге Алана Даниелу, который уточняет далее: «Подбородок опирается на треугольную впадину в месте присоединения ключиц, что оказывает давление на Центр Высшей Чистоты (Вишуддха Чакра), который находится в области щёк. Правильно выполненная, эта Бандха «закупоривает» дыхательный аппарат во время задержки дыхания и мешает воздуху оказывать давление на части, расположенные выше голосовой щели.

Согласно другим авторам, «джала», обозначает «нервы, проходящие по шее к мозгу».

Что касается слова «дхара», то оно обозначает «натяжение, направленное кверху».

Техника выполнения этого упражнения в значительной степени объясняет его этимологию, на которой мы больше задерживаться не будем.

Техника выполнения Джаландхара Бандхи

Прежде чем приступить к подробному описанию техники выполнения упражнения, посмотрим, что пишут о нём классики.

Хатха Йога Прадипика в общих чертах описывает его технику в стихах 3.70-71:

«После того, как он напряг горло, адепт должен твёрдо закрепить подбородок на груди. Эта Бандха называется Джаландхарой. Она предупреждает преждевременную старость и смерть. Она называется Джаландхарой, поскольку сдавливает артерии, ведущие в мозг и останавливает поток нектара, текущего вниз.»

Этот текст достаточно известен; однако немногие знают, что о Джаландхаре говорится также и в Упанишадах (Йога Чудамани Упанишад, шлока 51):

«Благодаря Джаландхара Бандхе, которая сокращает полость горла, нектар, истекающий из тысячелепесткового лотоса (мозг) не сгорает в желудочном огне, а, контролируя жизненные силы, пробуждает Кундалини».

Исходя из этих описаний, может показаться, что для выполнения Джаландхары достаточно сократить мышцы горла и прижать подбородок к груди. В действительности же всё обстоит не так просто. Не будем забывать, что классические трактаты Йоги можно назвать скорее шпаргалками, нежели учебниками.

Хотя Джаландхара может производиться на любой стадии дыхательного акта, мы опишем как она выполняется во время задержки с полными лёгкими:

Сделайте вдох, задержите дыхание и проглотите слюну. Обратите внимание, как по-особому сокращаются мышцы горла к концу глотательного движения; блокируйте их в этом положении, а затем установите подбородок в ярёмной ямке (впадина в верхней части грудины между ключицами).

Главное - это правильно поместить подбородок в требуемое место с тем, чтобы выполнить основное условие Джаландхары - ВЫТЯЖЕНИЕ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ, а также идеально сжать шею. Таким образом, тремя ключевыми пунктами этой Бандхи являются следующие:

1) сжатие горла;

2) сокращение мышц шеи;

3) вытяжение шейных позвонков.

Мышцы шеи остаются сокращёнными на всём протяжении Джаландхара Бандхи. Если вы попытаетесь в таком положении сделать вдох или выдох, то обнаружите, что это невозможно, и что Джаландхара Бандха действительно «запечатывает» дыхание в грудной клетке. Впрочем, невозможность произвести вдох является в то же время и тестом на правильность выполнения.

В некоторых упражнениях Джаландхара Бандха удерживается также во время вдоха или выдоха. В этом случае необходимо несколько ослабить её и отпустить голосовую щель с тем, чтобы дать возможность пройти через неё некоторому количеству воздуха, в результате чего там возникнет звук характерный для Уджджайи.

Когда применять Джаландхара Бандху

Как уже говорилось, Джаландхарой может сопровождаться любая фаза Пранаямы, но, напомним ещё раз, она С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОПРОВОЖДАЕТ ВСЯКУЮ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНУЮ ЗАДЕРЖКУ ДЫХАНИЯ.

Джаландхара, практикуемая с Мула и Уддияна Бандхами, составляет Бандха Трайю или «тройную Бандху».

Зачем нужна Джаландхара

С йогической точки зрения Джаландхара Бандха изменяет пранический поток в шестнадцати жизненных центрах (здесь мы не будем указывать их названия). Она направляет прану к центрам, расположенным недалеко от основания позвоночника; мы поговорим об этом, когда будем рассматривать Чакры.

А пока что мы обоснуем необходимость практики Джаландхары с физиологической точки зрения. Она необходима по следующим причинам:

1) «ЗАПЕЧАТЫВАНИЕ» ВОЗДУХА В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ. Во время задержки дыхания на полные лёгкие воздух можно запечатать попросту зажав нос, - держа голову прямо и не блокируя голосовую щель. Попробуйте сделать это и посмотрите, что произойдёт (при однократном выполнении в экспериментальных целях это совершенно не опасно). Позволив воздуху оказывать давление на все части дыхательного аппарата, - от грудной клетки вплоть до ноздрей, - вы почувствуете особое давление а ушах, что не должно удивлять вас, ведь нос, горло и уши соединены, взаимосвязаны. В практике Пранаямы следует избегать того, чтобы давление воздуха ощущалось выше голосовой щели, в особенности, в евстахиевых трубах. Впрочем, это чисто формальный запрет.

Если не наклонять голову вперёд, то дыхание можно блокировать одним только сокращением горла и голосовой щели. Этого вполне достаточно для коротких задержек дыхания; для более же продолжительных,необходима Джаландхара, которая является идеальным и самым надёжным средством для запечатывания грудной клетки.

2) ДЕЙСТВИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ НА СЕРДЦЕ. Во время задержек дыхания не должно учащаться биение сердца. Напротив, оно должно несколько замедлиться; при этом устанавливается мощный и спокойный ритм.

Для того, чтобы уяснить, каким образом Джаландхара Бандха регулирует сердечную деятельность, необходимо иметь ясное представление о стратегической значимости области шеи, содержащей в себе впечатляющее количество артерий, вен и нервных центров, а также щитовидную железу, о которой мы поговорим ниже.

Исчерпывающее рассмотрение этой темы потребовало бы не одной статьи. Поэтому мы рассмотрим лишь основные её моменты.

Всем известно, что через шею проходит сонная артерия, которая представляет собой наиболее важный кровеносный сосуд, обеспечивающий кровью мозг. В действительности же по обеим сторонам шеи проходит по три сонных артерии - ответвлений основной артерии.

В шее материнская артерия раздваивается, образуя каротидный синус, имеющий очень тонкие стенки, что делает его чрезвычайно чувствительным к любому давлению («нажиманию»). Нажимая на шею в этом месте можно в значительной степени изменять активность мозга, а также состояние сознания. Шива Самхита (5.53) описывает очень опасную технику, которая может выполняться лишь под непосредственным наблюдением опытного Гуру. Мы цитируем этот текст с тем, чтобы показать, что древнеиндийским Йогинам было известно психофизиологическое воздействие Джаландхара Бандхи:

«Йогин должен прижать оба каротидных нерва (с обеих сторон шеи): тем самым проявляется чистый Брахман и адепт познаёт блаженство»

Согласно данным физиологии, в каротидных синусах имеются нервные реле и барорецепторы, чрезвычайно чувствительные к любому изменению давления в этой зоне; в частности, всякое повышение давления рефлекторно вызывает понижение артериального давления и замедление пульса. В виду того, что продолжительные задержки дыхания вызывают повышение артериального давления и учащение сердцебиения вплоть до пальпитации Джаландхара Бандха призвана оберегать сердце и кровеносную систему от нежелательных побочных эффектов длительных задержек дыхания.

Таково объяснение механизмов действия Джаландхары с физиологической точки зрения. Йогины обнаружили, что давление, оказываемое на нерв каротидного синуса, вызывает (помимо понижения артериального давления и частоты сердцебиения) также особое бессознательное состояние, которое не является ни дремотой, ни обмороком, но скорее состоянием гипнотического транса.

«Под руководством наставника этот транс интеркоризирует сознание. Перед всё более утончающимся сознанием раскрываются всё более тонкие миры. В конце концов это восприятие доходит до порога, за которым индивидуальное сознание исчезает и индивидуум растворяется в Бесконечном.»

Йога Миманса. 4.316

Механическое давление на каротидные синусы, осуществляемое йогином при помощи пальцев, должно быть очень лёгким и воздействовать только на нерв, не сдавливая саму артерию; последнее, будучи связано с нарушением мозгового кровообращения, может повлечь за собой анемию мозга и смерть.

Сокращение шейных мышц в Джаландхара Бандхе оказывает на эти нервы очень мягкое воздействие и поэтому описанные нами феномены проявляются в весьма ослабленной форме. В частности, Джаландхара позволяет ощутить циркуляцию праны и успокаивает ум.

Описанные выше состояния сознания не должны ни пугать, ни привлекать вас. Практически они проявляются лишь в результате тренировки столь долгой, что её не может позволить себе средний европеец - у него попросту нет на неё времени.

3) ВЫТЯЖЕНИЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА. Когда подбородок правильно расположен в ярёмной ямке (то есть максимально выпрямлен), практикующий явственно ощущает напряжение, которое возникает в затылочной области (то есть в области шейных позвонков) и продолжается вплоть до спинных мышц. Если в остальных своих отделах позвоночник расположен правильно, то такое натяжение затылочной области оказывает вытягивающее действие на спинной мозг, стимулируя тем самым все спинномозговые нервные центры. Благодаря растяжению шейных позвонков Джаландхара расслабляет черепномозговые нервы и воздействует на продолговатый мозг, включающий в себя дыхательный и сердечный центры, также центр, регулирующий вазомоторную функцию и некоторые основные обменные процессы.

Даже не вдаваясь в анатомические тонкости, представляющие интерес только для специалистов, практикующий чувствует важность Джаландхары и догадывается о глубоких воздействиях этой Бандхи на все указанные области. Поэтому он с готовностью доверяется таким великим эмпирикам, как йогины и сопровождает всякую задержку дыхания Джаландхара Бандхой.

4) СДАВЛИВАНИЕ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. Одним из важных результатов сдавливания шеи подбородком является воздействие, оказываемое при этом на щитовидную железу. Лица с гиперфункцией щитовидной железы (а, следовательно, и лица, которые принимают связанный с этим курс лечения, поскольку нарушения щитовидной железы не проходят незамеченными), должны воздержаться как от Джаландхары, так и от практики Пранаямы вообще; при этом полное йогическое дыхание им не только дозволено, но даже необходимо.

Джаландхара Бандха и Сарвангасана-Халасана

Практике Пранаямы с необходимостью должна предшествовать практика Асан. Джаландхара Бандха может выполняться правильно и без усталости лишь в том случае, если практикующий регулярно выполняет Сарвангасаны («берёзку») и Халасану («плуг»). Эти позы автоматически «включают» Джаландхару и обеспечивают вытягивание требуемого отдела позвоночника.

Поэтому те, кто практикует Пранаяму, должны уделять указанным позам больше времени и внимания. Кисти рук при этом следует располагать как можно ближе к лопаткам, а локти приближать как можно ближе друг к другу с тем, чтобы шейный отдел занял по отношению к остальному позвоночнику перпендикулярное положение.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».