Йога Патанджали

йога патанджали

Предположительно в период между 2 веком до нашей эры и 2 веком нашей эры древнеиндийский философ Патанджали систематизировал накопленные к тому времени данные по йоге в своей книге «Йогасутра». Работа была написана в виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась йога. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям.

Патанджали описал Аштанга-йогу, или восьмиступенчатый путь тренировок:

  1. Яма
  2. Нияма
  3. Асана
  4. Пранаяма
  5. Пратьяхара
  6. Дхарана
  7. Дхьяна
  8. Самадхи

Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания полного господства над собой.

Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными последователями йоги. В ней отражены все аспекты йоги:

  • Яма и Нияма составляют Крия-йогу;
  • Асана и Пранаяма — Хатха-йогу;
  • Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи — Раджа-йогу;
  • Джнани-йога и Бхакти-йога опираются на принципы Ямы и Ниямы.

Карма-йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая реализация системы Патанджали - тоже Карма-йога, Лая-йога, Тантра-йога, Кундалини-йога, Мантра-йога, и Прана-йога - направления Раджа-йоги с элементами Хатха-йоги.

Подобная систематизация аспектов йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха-йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диета, гигиенические приемы), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).

Яма - правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии с обществом, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных). Человек - существо общественное. Все дальнейшие успехи в йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонировать с ними.

Нияма - кодекс личного поведения. На этой ступени Ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.

Асана - положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням.

Пранаяма - контроль над энергетическими процессами организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения.

Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее также мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапазон адаптации ко всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха-йога, с ней мы в основном и будем иметь дело в этой книге, взяв на вооружение элементы третьей и четвертой ступеней йоги, т.е. Асану и Пранаяму, а также Яму и Нияму.

Пратьяхара - отвлечение чувств, осуществление полного контроля над ними.

Дхарана - концентрация внимания, память, терпение, сдержанность.

Дхьяна - медитация или созерцание объекта.

Самадхи - устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.

Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания и управлять ими. Ему становится по плечу решение любых реальных задач. Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».