Длительность дыхания

длительность дыхания

Различным видам нашей деятельности соответствуют различные типы дыхания. Не обязательно быть йогином, чтобы заметить, что во время бега мы дышим не так, как сидя в кресле, и что наш дыхательный ритм во время бодрствования отличен от того, который устанавливается во время сна.

Однако йогины изучили это явление более тщательно и выявили более тонкие соотношения между различными типами дыхания и человеческой деятельности, - не только физической, но также эмоциональной и интеллектуальной. Человек, охваченный гневом, дышит не так, как напуганный, дыхание человека счастливого отличается от дыхания невротика. Чтобы определить физическое и психическое состояние человека, йогину достаточно проследить за тем, как он дышит.

Древнеиндийские Риши изучили все параметры дыхания: длину, ритм, продолжительность, амплитуду, центр тяжести. Именно длиной дыхания мы сейчас и займёмся. Как она измеряется? Способ очень прост и состоит в том, чтобы, увлажнив ладонь, поместить её под ноздри. Вы заметите, что во время выдоха ладонь ощущает поток выходящего воздуха. Медленно отводите ладонь вниз до тех пор, пока вы не перестанете чувствовать этот поток. Замерив расстояние от ладони до ноздрей, вы получите приблизительную длину вашего дыхания.

Йогины измерили среднюю длину дыхания в «пальцах» для различных видов человеческой деятельности - от бега и до состояния Самадхи («палец» равен приблизительно двум сантиметрам).

В Гхеранда Самхите, одном из классических трактатов по Йоге, говорится следующее (стихи 84-86):

«Тело насчитывает 96 пальцев (около 180 см). Поток воздуха, испускаемого при нормальном выдохе, имеет длину в 12 пальцев (что соответствует приблизительно двадцати сантиметрам). При пении эта длина достигает 16 пальцев; при хотьбе 24 пальца; во время сна 30 пальцев; во время полового акта 36 пальцев; а во время выполнения тяжёлой физической работы и того больше. Постепенно уменьшая естественную длину потока выдыхаемого воздуха, мы достигаем увеличения продолжительности жизни, в то время как удлиняя дыхание мы укорачиваем её.»

Кроме того, Риши заметили, что чем более сосредоточен ум, тем дыхание короче; в состоянии Самадхи оно вообще неощутимо.

Для того, чтобы достичь максимальной сосредоточенности ума, йогины рекомендуют, осознав процесс дыхания, постепенно сокращать его длину.

Сядьте в вашей излюбленной позе: позвоночник должен быть выпрямлен и вертикален, а голова уравновешена. Расслабьтесь и сидите неподвижно, словно статуя. Сознательно, секунда за секундой, следите за дыханием, движением вдоха и выдоха. Во время вдоха, который должен быть полным и глубоким, ощутите, как воздух проникает в ноздри, носоглотку, горло, бронхи и дальше. При выдохе тормозите выходящий из ноздрей поток воздуха, укорачивая тем самым длину дыхания. Выдох должен становиться всё более тихим, спокойным, бесшумным и медленным, оставаясь при этом глубоким. Никакие задержки или неравномерности не должны нарушать ни вдох ни выдох. Такие условия наиболее благоприятны для газового и пранического обмена.

Основным элемнтом этого упражнения (как, впрочем, и всех остальных) является концентрация: не позволяйте себе отвлекаться. Вы скажете, что это очень трудно. Тогда прибегните к помощи какой-нибудь Мантры. Европейцам рекомендую Пранаву, то есть мысленное беззвучное повторение слога ОМ. Сперва вы можете пять раз произнести это слово вслух, заставляя вибрировать «О…» в грудной клетке и горле (половину времени выдоха) и «М…» в черепе, причём делайте это всё тише, пока звук не замрёт и не будет повторяться лишь в уме. «ОМ», произнесённый про себя, производит более интенсивное психическое и праническое действие, чем «ОМ», произнесённый вслух.

Таким образом, на некоторое время вашей целью должно стать укорачивание дыхания. Сосредоточившись в достаточной степени, направьте ум на то, чтобы он всё более поглощался в мысленном произнесении «ОМ»; дайте возможность дыханию, «ОМ»-у и уму спутаться, объединиться до такой степени, чтобы их можно было трудно расчленить. Между вдохом и выдохом не должно быть никакой паузы, разве что в долю секунды. Если вы слишком затяните ваши упражнения, то можете уснуть. Этого следует избегать, хотя сон, конечно, не принесёт вам никакого вреда. Одной из целей упражнения является управляемый вывод на поверхность («обнажение») безсознательного. Действительно, благодаря практике такого рода можно незаметно войти в состояние своеобразного псевдосна, не охватывающего полностью всё сознание.

В этом случае могут появляться световые вихри различного цвета. Они не должны вас беспокоить: это фосфены, которые являются результатом деятельности бессознательного. Не следует искать их или стремиться к ним, но не следует их также и отбрасывать. Оставайтесь по отношению к ним попросту нейтральными. Эти проявления достаточно редки, и мы говорим о них лишь затем, чтобы заранее успокоить людей, у которых они, возможно появятся. («фосфенами» называются также световые круги, возникающие перед глазами в момент надавливания на глазное яблоко)

После выдоха медленно остановите дыхание и сконцентрируйте ваше внимание у основания позвоночника - на крестце. Во время задержки вам будет достаточно легко фокусировать сознание на этой области. Вы можете заметить там вибрации.

Как бы там ни было, представьте, что вы направляете в это место поток праны, которую можно конкретизировать, представляя в виде света или тепла. Поупражнявшись некоторое время в таком представлении, вы явственно почувствуете ощущение тепла и даже некоторого покалывания в месте сосредоточения. Возможно, конечно, что никакие ощущения и не появятся; но это вовсе не значит, будто упражнение не дало ожидаемого эффекта. Любые упорные и продолжительные занятия с необходимостью приносят плоды, даже если занимающийся об этом не подозревает.

Во время вдоха поднимайте ваше сознание вдоль позвоночника, представляя, что это тепло перемещается снизу вверх. Тем самым вы будете проводить прану (которая, как мы видели из предыдущего примера, повинуется уму) вдоль спинного хребта.

Никогда, кроме экстренных случаев, не прерывайте это упражнение внезапно. Практикуйте его, по возможности, в месте, где вам не помешают.

Возвращение к сознательному состоянию бодрствования совершается в обратном порядке, то есть сначала звук «О…м…» произносится внутренне с постепенным переходом к произнесению его вслух и удлинением дыхания.

Это упражнение совершенно безопасно, поскольку задержка дыхания при пустых лёгких не может принести никакого вреда. В то же время оно производит очень глубокое влияние на психику: «растворение» сознательного ума оставляет интеллект в состоянии бодрствования и одновременно развивает интуицию.

Регулярная ежедневная пятиминутная практика этого упражнения, желательно на восходе и на закате Солнца, успокоит ум, и некая непривычная безмятежность озарит ваш день. Вы ощутите также и значительное праническое воздействие: прана, освобождаемая у основания позвоночиника и направляемая вдоль его, будет непрерывно динамизировать и витализировать все жизненно важные центры.



Анекдот:

Письмо Деду Морозу:
«Дорогой Дедушка Мороз, я очень сильно хочу, чтобы ты в этом году подарил мне толстую пачку денег и худощавое телосложение. Только прошу тебя, не перепутай, как в прошлом году».