Что такое Нади

Нади

Работа над этой статьей живо напомнила мне времена обучения в колледже, - томительные послеполуденные часы экзаменов, когда сидишь, подперев рукой голову, со взглядом, бесцельно блуждающим по потолку и стенам, когда грызёшь авторучку в напрасном ожидании вдохновения, время от времени тяжело вздыхая и - чего греха таить - бросая беглый взгляд на листок соседа.

Впрочем, в данном случае дело не в отсутствии вдохновения, а сложности темы Нади, которая изобилует понятиями и представлениями в корне отличными от тех, к которым мы привыкли здесь, на Западе. С какой стороны подойти к ним?

Как это ни парадоксально, но пятнадцать лет назад я сомневался бы гораздо меньше - и в том, как начать статью, и в том, в каком ключе её писать. Действительно, опираясь на работы доктора Виссента Р. Реле, в частности, на его хорошо известный труд «Таинственная Кундалини», где он пытается увязать классическую анатомию и физиологию с анатомией и физиологией йогических текстов, я написал бы, пожалуй, что Нади и Чакры йогинов могут быть отождествлены с различными нервами и нервными сплетениями нашего тела. И это было бы одновременно и верно и неверно.

Исходя из предпосылки о том, что не может быть двух физиологий, я склонен был полагать, что йогическое представление о Нади и Чакрах в принципе можно привести в соответствие с современным уровнем анатомических и физиологических знаний.

Однако сегодня я намного менее уверен во всём, что касается поиска соответствий между научно ориентированной физиологией западного типа, которая покоится на основе объективных измерений и наблюдений, строгость которых не может быть поставлена под сомнение - с одной стороны, и с другой - физиологией йогической, которая обладая некоторыми параллелями о вышеуказанной, в значительной степени от неё отлична.

За неимением другой рабочей гипотезы, мне казалось очевидным, что когда классические тексты говорят о 72 000 Нади, по которым должна распространяться Прана, они имеют ввиду нервы; проходящая же по ним энергия является ни чем иным, как нервным импульсом. Не утратив интереса к этой теме я изучил и другие древние тексты, где обнаружил категорические утверждения, исключающие возможность отождествления Нади с нервами.

Впрочем, возникшее у меня теоретическое смущение нисколько не повлияло на практическую сторону дела: продолжая заниматься Пранаямой, я пожинал все благотворные плоды этой практики.

Поэтому я решил не упорствовать в стремлении идентифицировать Нади и Чакры с какими-то конкретными анатомическими образованиями, тем более, что теоретическое решение данного вопроса нисколько не отражается на практической эффективности упражнений. Помимо всего прочего я нахожу свою компетенцию попросту недостаточной для того, чтобы предлагать какие-либо решения этой проблемы, имеющей столь основополагающее значение для уяснения способа воздействия Пранаямы на человеческий организм.

Но посмотрим сначала как я пришёл к этому, то есть к отказу от идентификации Нади и нервов. Доктор М.В Апт, из института Лонавлы пишет в своей превосходной работе «Нади в Йоге» следующее:

«Несмотря на то, что в йогической литературе вопросу Нади отведено значительно место, европейцев эта тема неизменно сбивает с толку. Действительно, одни тексты утверждают, что Нади - это нервы, другие же утверждают обратное. Более того, подобная разница во взглядах может присутствовать и в рамках одного текста.»

На странице 23 доктор Апт ещё более категорично утверждает:

«Всякая попытка обнаружить их (Нади и Чакры) точный анатомический аналог обречена на провал.»

Другой автор, который является для меня несомненным авторитетом, Лама Анагорика Говинда, пишет в своём замечательном труде «Основы тибетского мистицизма», что «Нади не могут быть определены как нервы... Переводы неточны и вводят в заблуждение. Нади - это ни вены, ни артерии, ни нервы.»

Однако вопрос поставлен и требует своего решения. Что же такое Нади?

Можно возразить, что раз уж между собой не могут договориться классические тексты, то не лучше ли нам перевернуть страницу и поговорить о чём-нибудь другом? Не занимаемся ли мы в данном случае чисто академическими рассуждениями? Отнюдь нет. Я склонен полагать, что выявление этих понятий имеет огромную практическую ценность. Для того, чтобы разобраться в рассматриваемом вопросе, понадобился бы целый том; и, пожалуй, написание подобной книги оказалось бы более лёгкой задачей, чем предпринимаема мною попытка резюмировать эту тему в нескольких статьях.

Сразу скажу вам, что при строгом научном, анатомическом подходе к проблеме Нади картина нисколько не прояснится.

Я разделяю точку зрения Ламы Анагарика Говинды (который является в деле далеко не последним человеком):

«Все имевшие до сих пор место попытки свидетельствуют о том, что к Йоге неприложимы понятия из области наук, использующих объективные методы наблюдения - анатомии, физиологии и экспериментальной психологии.»

Йогическая анатомия является преимущественно динамической в том смысле, что она описывает динамические процессы, - как физиологические, так и психологические, - а не анатомические структуры. Она основана скорее на интроспекции, чем на внешнем наблюдении. Такая «динамическая» точка зрения на физиологию Нади позволяет снять по видимости неразрешимые противоречия, которые бросаются в глаза при поверхностном рассмотрении данного вопроса.

Если прана представляет собой электрическую энергию, - а мы, похоже, привели достаточное количество аргументов в подтверждение такой точки зрения, - и если мы рассмотрим «праническое тело» человека, как совокупность различных форм этой энергии, то любой её проводник может быть определён как Нади, - вне зависимости от своих анатомо-физиологических характеристик. А ведь именно в анатомо-физиологическом отношении проводники электрической энергии в человеческом теле весьма отличаются друг от друга.

Прана воздуха, непосредственно воздействуя на нервные окончания свода носоглотки, проникает, кроме того, вместе с воздухом в лёгкие; там она поглощается кровью и циркулирует вместе с ней по артериям, капиллярам и венам. Попадая с током крови в мозг, она может становиться источником активности нейтронов, проходить в форме нервных импульсов вдоль двигательных нервов. С точки зрения такой динамической концепции праны и Нади вовсе не обязательно ограничивать циркуляцию праны каким-то определённым типом проводников - нервов, вен или артерий. При таком подходе классические трактаты более не представляются нам вместилищами противоречий, и их положения скорее дополняют друг друга. Следовательно, нервы - это проводники праны, но не единственные проводники.

Некоторые западные учёные в значительной степени независимо от йогической традиции пришли к открытию биоэнергии, называемой йогинами праной и нашли пути к её измерению при помощи приборов. Одним из них был Вильгельм Рейх - личность сложная и ценимая различными кругами далеко не однозначно; впрочем последнее объясняется не выдвигаемыми им теориями, а тем, что он пытался использовать их в коммерческих целях.

Вильгельм Рейх пишет дословно следующее:

«Передача биоэнергии не ограничивается одной только нервной системой. Следует признать, что биоэнергия передаётся через все мембраны и жидкости тела.»

(«Функция организма», стр.291)

Это несколько проявляет проблему Нади. В том же произведении далее он пишет (стр. 298):

«Живой организм содержит в каждой своей клетке энергию оргона и продолжает органически подзаряжаться от атмосферы через посредство процесса дыхания. Красные кровяные тельца при увеличении их в 2000 раз светятся голубым светом. Они переносят из лёгких в ткани тела пузырьки, заряжённые оргонной энергией. Хлорофилл растений, который соответствует железосодержащим белкам крови животных, заключает в себе оргон, который он захватывает непосредственно из атмосферы и из солнечных лучей.»

Замените оргон на прану - и этот текст мог бы фигурировать в любом йогическом трактате.

В приложении к переводу Упанишад, доктор Джордж С.Д. Хаст отмечает следующее:

«Ясно, что используя термин Нади, авторы Упанишад имели в виду каналы, которые впоследствии детальнейшим образом были описаны в произведениях, посвящённых Йоге и другим предметам. Эти трактаты рассматривают Нади как каналы, по которым циркулируют специализированные жизненные энергии в тонком или эфирном теле, существующем наряду с грубым телом и входящем в состав той сложной структуры, которая называется человеческим организмом.»

Можно было бы также провести параллель между Нади Йоги и меридианами китайской акупунктуры.

Некоторые авторы содрогаются, читая подобные тексты. Они думают, как мне кажется, что Нади - это нечто весьма материальное (и думают это не без оснований), некая материальная составляющая часть человеческого тела, которую можно потрогать. Я, однако, не вижу здесь никакого противоречия. Праническое тело не должно рассматриваться в качестве «духа» или «нематериального призрака». Невидимое праническое тело столь же материальное, как невидимое электричество, заключённое в таких вполне осязаемых проводниках его как электрические провода, кабели.

В древних Упанишадах, в частности, в Чхандогье и Брихадараньяке о Нади говорится следующее:

«Тонкое тело состоит из семнадцати частей и заключено в Нади»

Если мы различаем энергию и её проводник, текст становится совершенно понятным. Энергия или прана относится к тонкому, энергетическому телу, в то время как проводники относятся к грубому, молекулярному телу.

Западная анатомия объективно описывает видимые и осязаемые структуры тела, она расчленяет, изолирует и классифицирует. Йогическая анатомия субъективна, она основана не на вскрытии трупов, а на внутреннем наблюдении и постижении процессов, происходящих в живом человеческом теле.

Благодаря чрезвычайно обострённому сосредоточению ума, направленному на протекающие в теле физиологические процессы, йогины чувствуют, как прана поступает в их организм и могут следить за путём её прохождения. Они непосредственно ощущают, как она трансформируется, циркулирует и накапливается. Причём в качестве своего носителя эта энергия может последовательно использовать самые различные анатомические структуры и физиологические системы. Однако йогины не делают различия между различными проводниками энергии.

Давайте воспользуемся примером из области бытовой электротехники. Прана циркулирует не только в электрических проводах: она может покидать их и проходить через электрическую лампочку, проявляясь при этом в форме световой энергии. Кроме того, она может циркулировать в жидкой среде, а также исчезать в почве, поглощаясь отрицательной массой Земли. Тот, кто мог бы следить за её движением, мог бы абстрагироваться от проводников и наблюдать за энергией как таковой.

В уже цитировавшихся Упанишадах говорися (Брихадараньяка 4.3-20):

«Оно (человеческое существо) пронизано Нади. О тонкости своей они подобны волосу, расщепленному на тысячу частей и наполнены белой, голубой, жёлтой, красной и зелёной жидкостью.»

Резюме

Итак, мы предполагаем следующее:

а) Нади проникают во всё материальное тело;

б) они не выходят за его пределы, - следовательно, они имеют анатомическую и материальную природу;

в) они отличны от пранического тела, которое находится и функционирует внутри них.

Описывая Нади Шива Самхита (2.18) сравнивает их с волокнами лотоса и утверждает, что они спускаются вниз вдоль позвоночника, который служит им опорой. Следовательно, Нади можно рассматривать в качестве анатомических структур наподобие нервов и артерий.

Не следует упускать из виду и этимологию слова Нади - «канал», «проводник», «трубка». В Гхеранда Самхите Нади описываются как каналы, которые проводят получаемую из атмосферного воздуха энергию в те места, где она используется в жизненных процессах вне зависимости от их анатомического оформления. Как известно, в процессах такого типа задействованы и артерии, и вены, и нервы, - так что идентифицировать Нади с какой-то одной из этих структур нет никакой возможности.

Поскольку целью Пранаямы является обретение произвольного сознательного контроля над тонкими энергиями, циркулирующими в человеческом теле, важно знать, где именно эти энергии циркулируют; в особенности же важно знать основные каналы циркуляции.



Анекдот:

Заглянуть в холодильник - это рефлекс, есть не хотим, но открыть надо.